Евгений Паршаков. 

Экономическое развитие общества 

 

 

© Copyright Евгений Афанасьевич Паршаков 

Авторская страница в Интернете 

Date: 25 Aug 2000 

 

 

(Концепция кооперативного социализма) 

 

 

Аннотация 

 

Паршаков Евгений Афанасьевич 

 

Экономическое развитие общества (Концепция кооперативного социализма) 

Историческое исследование 

 

Книга издана в авторской концепции 

 

 

Экономическое развитие общества /Концепция кооперативного социализма/ : 

Историческое исследование. - Запорожье: Дикое Поле, 1997. - 264 с. Тираж 

1000 экз. 

 

Отпечатано с оригинал-макета издательства "Дикое Поле" в типографии ИПК 

"Запорожье". 

 

Уважаемые читатели! 

 

Мы будем Вам признательны, если Ваши отзывы об этой книге, а также 

пожелания и вопросы Вы направите автору по адресу: 

 

69120, Украина, г.Запорожье, ул. Авраменко, кв. 296, тел. (0612) 

67-24-45. 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

 

XX век - век появления на Земле нового феномена. Этот феномен появился 

на рубеже XIX-XX вв. и с тех пор властно шествует по планете, не считаясь ни 

с чем: ни с государственными границами, ни с национальными и языковыми 

различиями, ни с социальным и политическим строем. Этим феноменом является 

научно-техническая революция. 

 

Что такое научно-техническая революция? Среди множества ее определений 

наибольшее число исследователей так или иначе придерживается взгляда, что 

современная научно-техническая революция - это революция в развитии 

производительных сил общества. Однако этот простой ответ порождает, по 

крайней мере, два новых вопроса. 

 

Вопрос первый: если научно-техническая революция является революцией в 

развитии производительных сил современного общества, то не находится ли она 

в причинно-следственной связи с социалистической революцией, происходящей в 

развитии общественных отношений современного общества? 

 

Вопрос второй: если научно-техническая революция является революцией в 

развитии производительных сил современного общества, то не происходили ли 

ранее другие революции в развитии производительных сил на различных этапах 

исторического развития общества? А если происходили, то что они собой 

представляют? 

 

Многолетние исследования привели автора к утвердительному ответу на оба 

эти вопроса. Во-первых, современная научно-техническая революция находится в 

самой непосредственной причинно-следственной связи с современной 

социалистической революцией. Если социалистическая революция до 

научно-технической революции являлась лишь возможностью, то с ее 

зарождением, началом социалистическая революция становится 

общественно-исторической необходимостью, она является необходимым следствием 

научно-технической революции. 

 

Во-вторых, тщательное исследование закономерностей исторического 

развития производительных сил общества позволяет выявить в их развитии еще 

три революции: первая революция в развитии производительных сил общества, 

которую мы называем в своем исследовании, предлагаемом вниманию читателя, 

охотничье-технической революцией, происходила примерно с 40-35 тыс. лет до 

20-15 тыс. лет назад; вторая революция в развитии производительных сил 

общества, которую мы называем аграрно-технической революцией, совершилась 

примерно с 7 по 4-3 тыс. лет назад; и третья революция в развитии 

производительных сил общества, которую мы называем индустриально-технической 

революцией, осуществилась примерно в XI-XIX вв. 

 

Таким образом, в развитии производительных сил общества, как и в 

развитии общественных отношений, имеется четыре революции. В развитии 

производительных сил это охотничье-техническая, аграрно-техническая, 

индустриально-техническая и научно-техническая революции. В развитии 

общественно-производственных отношений это рабовладельческая, феодальная, 

буржуазная и социалистическая революции. 

 

Казалось бы, осталось сделать тот простой вывод, что поскольку 

четвертая революция в развитии производительных сил общества находится в 

причинно- следственной связи с четвертой социальной революцией и поскольку 

вообще производительные силы общества находятся в диалектической взаимосвязи 

с производственными отношениями, осталось сделать вывод, что каждая из 

четырех социальных революций находится в причинно-следственной связи с 

определенной, соответствующей ей революцией в развитии производительных сил 

общества, которых также четыре. Но здесь-то и возникают главные трудности. 

 

Если сравнить хронологические границы осуществления социальных 

революций и революций в развитии производительных сил общества, то окажется 

что они располагаются в историческом развитии не таким образом, что первой 

революции в развитии производительных сил соответствует первая социальная 

революция и т. д., а иначе, несколько неожиданным образом. Совпадают 

хронологически только третьи и четвертые революции в развитии 

производительных сил и производственных отношений, т.е. 

индустриально-техническая революция совпадает с буржуазно-социальной и 

научно-техническая революция совпадает во времени с социалистической 

революцией. Первые же революции расположены в истории общества иначе. Так, 

первой социальной, т.е. рабовладельческой революции , соответствует не 

первая, а вторая революция в развитии производительных сил, т.е. не 

охотничье-техническая, а аграрно-техническая революция. А 

феодально-социальная и охотничье-техническая революции остаются вообще без 

"пары". В чем же дело? 

 

Изучение социально-экономической истории средневекового общества 

привело нас к выводу, что феодализма как самостоятельной 

общественно-экономической формации не существует вообще. Так называемый 

феодализм V-XVII вв. есть искусственное соединение в одно целое последней 

фазы развития рабовладельческого (рабовладельческо-крепостнического) 

общества и первой фазы развития буржуазно-капиталистического общества. Если 

принять это положение, то окажется, что двум общепринятым фазам 

капиталистического общества (домонополистическому и монополистическому 

капитализму) предшествует еще одна фаза - фаза торгового капитализма. Тогда 

следует считать, что капиталистическое общество проходит в своем развитии 

три фазы: фазу торгового капитализма, фазу промышленного капитализма и фазу 

монополистического, или акционерного капитализма; или торговую, 

производительную или ростовщическую фазы, если исходить из господствующих в 

них форм эксплуатации капиталом труда. 

 

Если же теперь мы обратимся к экономическому развитию 

рабовладельческого общества, временные рамки которого передвинулись с V к 

XIV-XV вв., а для Восточной Европы даже к XIX веку, то окажется, что и оно 

проходит в своем развитии также три фазы: торговую, производительную и 

ростовщическую. Таким образом, обе классовые общественно-экономические 

формации (рабовладельческо-крепостническая и буржуазно-капиталистическая) 

проходят в своем развитии через одни и те же фазы, они как бы копируют друг 

друга. А исторической границей, разделяющей эти формации, является 

уничтожение крепостного права, что и является содержанием 

буржуазно-социальной революции, которая, следовательно, произошла в Западной 

Европе в XIV-XV вв., а в Восточной Европе в XIX в. 

 

"Избавившись" таким образом от "феодально-социальной" революции, для 

которой не существует соответствующей ей революции в развитии 

производительных сил общества, мы должны теперь обратиться к 

первобытно-общинному обществу, в недрах которого происходит первая революция 

в развитии производительных сил - охотничье-техническая революция. 

Внимательный анализ социально-экономического развития первобытно-общинного 

общества привел нас к выводу, что первобытно-общинное общество, как и 

феодальное, является также искусственным соединением двух различных обществ: 

первобытного (первобытно-стадного) и общинного (общинно-родового). Если 

общинное общество является первой общественно-экономической формацией в 

развитии сформировавшегося, развитого общества, то первобытное общество 

является формирующимся обществом, это переходный период от биологической к 

социальной форме развития материи, период становления, формирования 

общества, который предшествует первой, общинной общественно-экономической 

формации. При этом первобытное общество отделяется от общинно-родового 

общества охотничье-технической и взаимосвязан ной с ней общинно-социальной 

революцией, которая и является первой социальной революцией в развитии 

общества. 

 

Если принять все вышесказанное во внимание, то в развитии 

производительных сил общества и общественно-производственных отношений 

выявляется стройная картина: первой, охотничье-технической революции в 

развитии производительных сил соответствует первая общинно-социальная 

революция в развитии общественно-производственных отношений; 

аграрно-технической революции (второй) соответствует 

рабовладельческо-социальная революция (вторая), индустриально-технической 

революции (третьей) соответствует буржуазно-социальная революция (третья); и 

научно-технической (четвертой) соответствует социалистическая революция, 

которая является четвертой революцией в развитии общества. При этом 

революции в развитии производительных сил общества являются причиной 

(первопричиной) совершения соответствующих им социальных революций, под 

непосредственным влиянием которых последние происходят, ибо новые 

производительные силы, а таковыми они становятся при совершении очередной 

революции в их развитии, нуждаются для своего дальнейшего прогрессивного 

развития в новых общественно-производственных отношениях, в новом социальном 

строе. 

 

Мы не будем дольше останавливаться здесь на предлагаемой читателю 

концепции, которая более подробно изложена в исследовании. Отметим только, 

что в ней имеются некоторые довольно значительные, как уже убедился 

читатель, отклонения от общепринятой в марксистской литературе взглядов. 

Однако мы считаем, что эти отклонения было бы ошибочно считать опровержением 

марксистского учения. Наша концепция - не опровержение марксистского учения, 

а его творческое развитие. 

 

Марксизм-ленинизм не догма, а руководство к действию, и по мере 

дальнейшего развития общества, по мере выявления его новых черт, явлений, 

законов, по мере получения и накопления исследователями новых исторических, 

ранее не известных фактов неизбежно должно происходить дальнейшее развитие и 

марксистско-ленинского учения, его совершенствование, отказ от некоторых его 

устаревших или ошибочных положений, дополнение его новыми положениями, ибо 

марксистско-ленинская теория является отображением объективного развития 

общества и материи, и поскольку общество развивается, изменяется, то должна 

развиваться и общественная наука. 

 

Если всякое творческое развитие марксизма отождествлять с 

ревизионизмом, то самыми большими "ревизионистами" следует считать Маркса, 

Энгельса и Ленина, которые всю свою жизнь развивали, изменяли, уточняли, 

совершенствовали, дополняли свое учение, многие положения которого они не 

колеблясь отбрасывали, как только убеждались в их ошибочности. 

 

Для нас в нашем исследовании руководящей нитью является следующие 

замечательные слова В.И.Ленина: "Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса, как 

на нечто законченное и неприкосновенное; мы убежденны, напротив, что она 

положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны 

двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни" 

(В.И.Ленин, соч. т.4, стр. 184). 

 

В настоящем исследовании автор ставил перед собой довольно ограниченную 

цель: исследовать историческое развитие производительных сил общества и 

общественно-производственных отношений в их диалектическом единстве, 

взаимодействии. При этом автор стремился не повторить в исследовании те 

общеизвестные истины, которые уже достаточно подробно освещены в 

общественной литературе. 

 

Автор. Глава первая, вводная 

 

ТЕОРИИ РЕВОЛЮЦИЙ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА 

 

Согласно марксистско-ленинскому учению, в развитии общества наиболее 

подвижную, активную, определяющую роль играют его производительные силы. 

 

Производительные силы общества играют в развитии производственных 

отношений, а посредством их и в развитии других общественных отношений, 

такую же роль, какую играют природные условия или внешняя среда в развитии 

биологических организмов, в развитии животного и растительного мира. 

Производительные силы являются той "внешней средой" для производственных 

отношений, изменения в которых неизбежно приводят к изменению последних. При 

этом в одних случаях производственные отношения видоизменяются, оставаясь в 

рамках одной и той же общественно-экономической формации, в других случаях 

одна форма производственных отношений заменяется другой формой, происходит 

социальная революция. 

 

Когда производственные отношения находятся в соответствии с уровнем и 

характером производительных сил общества, последнее процветает, 

прогрессирует, его экономика развивается быстрыми темпами. Когда же 

производительные силы перерастают ставшие узкими для них существующие 

производственные отношения и вступают вследствие этого с ними во все более 


Страница 1 из 91: [1]  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91   Вперед