Русский Гуманитарный Интернет Университет 

 

 

БИБЛИОТЕКА 

 

УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕЛИ И МЕТОДЫ 

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 

 

 

РОССИЙСКО-БРИТАНСКОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 

 

Под редакцией Е.Б. Моргунова 

 

 

Рекомендовано в качестве учебного пособия 

для магистерских специальностей 

Московской высшей школы социальных и экономических наук 

 

 

Москва 

ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез» 

2001 

 

ББК 65.050 

М74 

 

 

М74 МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е.Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»). — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. — 464 с. 

 

Как сократить расходы на зарплату, при этом повысив трудовую мотивацию подчиненных? Как менеджеру по персоналу помочь в решении личностных и семейных проблем сотрудников? Что помимо зарплаты дает человеку возможность трудиться? Как построить процедуру оценки сотрудников на основе кейсов? Как руководителю получить больше удовольствия от выполняемой им работы? Почему менеджмент до сих пор сложно называть наукой? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в совместном российско-британском учебном пособии «Модели и методы управления персоналом». 

Учебное пособие может быть полезно студентам и преподавателям в процессе подготовки к курсам «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Индустриальная/организационная психология», «Труд и зарплата», «Организационное развитие». Знакомство с пособием рекомендовано также руководителям и менеджерам, поскольку многие направления практики управления рассмотрены в нем с новых методических позиций и с использованием современных данных. 

 

 

Оригинал-макет разработан в редакции журнала 

«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» Петровой М.В. 

 

Корректор: Крюк Т.Н. 

ISBN 5-87057-267-3 ? Моргунов Е.Б.,2001 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

ЧАСТЬ 1. РУКОВОДИТЕЛИ, ПОДЧИНЕННЫЕ, HR МЕНЕДЖЕРЫ 

ГЛАВА 1. ПЕРСОНАЛ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ 

Макрокатегории организационного поведения 

Внутригрупповые процессы 

Межгрупповые процессы 

Поведение современных компаний 

Категории освоения мира и обучаемость организации 

Креативность организации 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 

ЛИТЕРАТУРА 

ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

Проблематизация понятия «труд» 

Рефлексивное управление 

Рефлексивное управление в ряду других концепций управления 

Праксеология 

Инженерия рефлексивного управления 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 

ЛИТЕРАТУРА 

ГЛАВА 3. ЛИДЕРСТВО И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ 

Концепции лидерства 

Группы и их свойства 

Классификации концепций лидерства 

Функции руководителя 

Феноменология лидерства 

Тендерные аспекты лидерства 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 

ЛИТЕРАТУРА 

ГЛАВА 4. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС И КАК МЕТОДИКА 

Принятие решений вне деловой сферы 

Принятие решений в деловой сфере 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 

ЛИТЕРАТУРА 

ЧАСТЬ 2. СТИМУЛЫ, МОТИВЫ И ЧУВСТВА РАБОТНИКОВ 

ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 

Введение 

Что служащий может приобрести благодаря работе 

Почему мы работаем? 

Методы исследования удовлетворения работой 

Методы повышения степени удовлетворения работой 

Удовлетворение работой и производительность труда 

Психологическое воздействие безработицы 

Почему безработица нарушает психологическое равновесие? 

Безработица, бедность, социальное выпадение (social exclusion) 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 

ЛИТЕРАТУРА 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ 

ГЛАВА 6. МОТИВЫ РАБОТНИКА И ИХ СТИМУЛИРОВАНИЕ 

Стимулирование производительности труда по Ф. Тейлору 

Оценка и аттестация сотрудников 

Функции аттестации 

Экспертная оценка профессионально важных качеств и система стимулирования 

Стимулирование без мотивации 

Управление мотивацией, основанное на психологических концепциях 

Теория потребностей Ф. Герцберга 

Метод управления по целям 

ГЛАВА 7. КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ПАКЕТ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ 

Введение 

Содержание и структура компенсационного пакета 

Разработка компенсационного пакета 

Создание локальных нормативных актов 

Внедрение компенсационного пакета 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 

ЛИТЕРАТУРА 

ЧАСТЬ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ В ДИНАМИКЕ 

ГЛАВА 8. КОНФЛИКТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ 

Стереотипы в восприятии новшества 

Причины сопротивления изменениям 

Этапы введения изменений 

Изменение и конфликт 

Определение конфликта 

Позитивные функции конфликта 

Классификации конфликтов 

Причины конфликтов и их компоненты 

Уровни оппонирования 

Стадии конфликта 

Эмоциональная сторона конфликта 

Типичные ошибки при разрешении конфликтов 

Стили деятельности конфликтологов 

Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 

ЛИТЕРАТУРА 

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ИСТОКИ, ТЕХНОЛОГИ И, МЕТОДЫ 

Менеджер по персоналу ? агент изменений в организации 

Саморазвивающаяся организация 

Процесс организационных изменений 

Планирование изменений 

Саморазвивающаяся организация как процесс 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 

ЛИТЕРАТУРА 

ГЛАВА 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 

В ОРГАНИЗАЦИИ 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 

ЛИТЕРАТУРА 

Глава 11. КЕЙС-ТЕСТ ( НОВАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА УПРАВЛЕНЦЕВ 

Методика разработки кейс-теста 

Первая процедура 

Вторая процедура 

Общие результаты первого этапа разработки кейс-теста 

Второй этап разработки. Проверка надежности 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 

ЛИТЕРАТУРА 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ 

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ 

ПРОГРАММА КУРСА «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ» 

ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ» 

ПРОГРАММА КУРСА «ТЕСТИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА» 

ПРОГРАММА КУРСА «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ 

ПРОГРАММА КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА» 

ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА» 

ПРОГРАММА КУРСА «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ» 

ПРОГРАММА КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ 

ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ» 

ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА» 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

Это учебное пособие является результатом совместной работы нескольких авторов с российской и британской стороны. Материалы, нашедшие место в учебном пособии, отражают опыт практической работы в сфере управления персоналом и обучения менеджеров по работе с персоналом в Академии народного хозяйства при Правительстве России. Более четырех лет в Московской школе социальных и экономических наук успешно функционирует программа повышения квалификации «Управление персоналом». За прошедшее время мы выпустили девять потоков слушателей, которые работают теперь менеджерами по работе с персоналом, консультантами, тренинг-менеджерами в более чем пятидесяти организациях города Москвы. Естественно, что за четыре года работы программы накопился большой опыт и понимание того, что не вся информация может соответствовать устной форме изложения. У нескольких преподавателей одновременно и независимо друг от друга появилась идея создания совместного учебного пособия, которое отражало бы наш подход к практике и методам управления людьми в организациях. Поскольку наша Школа по статусу является российско-британским поствузовским университетом, мы посчитали важным привлечь к написанию пособия наших коллег из Великобритании. В частности, особую признательность мы выражаем докторам Б. Барчеллу и К. Фрезер из Кембриджского университета, которые с большой заинтересованностью приняли участие в обсуждении плана учебного пособия и написании совершенно уникальной главы о психологии работающих и безработных. Ее уникальность для российского читателя состоит в том, что глубокое психологическое исследование работающих и безработных ( очень непривычно для россиян. Безработице у нас чуть больше 10 лет, и этого мало, чтобы сложилась более или менее методически оснащенная научная школа, работающая в этом направлении. Более того, россиянам мало известен и круг зарубежных исследований в этой области. Глава, написанная Б. Барчеллом и К. Фрезер специально для нашего учебного пособия, должна открыть новую сферу интересов для практиков управления персоналом. 

Учебное пособие состоит из трех частей, символизирующих три аспекта внимания авторов к протекающим в организации процессам. Первая часть ( «Руководители, персонал, HR-менеджеры» ( в большей мере касается подходов к управлению и исполнению, профессионально важных качеств и организации деятельности индивидов, работающих в организации. Во второй части ( «Стимулы, мотивы и чувства работников» ( рассматриваются поименованные в ее названии явления, связи между ними, результаты исследований, проведенных на разных выборках респондентов, а также технологии управления мотивацией работников. В третью часть учебного пособия ( «Организация в динамике» ( помещены главы, рассматривающие организационные события, которые имеют комплексную природу. Для их рассмотрения требуются соответствующие комплексные подходы, включающие поуровневый анализ явления, привлечение разнородных данных. Часто подобные методы могут привнести в организацию только привлеченные специалисты ( конфликтологи, консультанты по управлению, психологи-консультанты. 

В центре внимания авторов учебного пособия ( две важнейшие компоненты процесса управления персоналом ( модели управления и методы управления. Под моделью управления мы понимаем абстрактные образцы системы управления, находящие воплощение в ежедневной практике работы с персоналом. Модель управления включает в себя представления о важнейших характеристиках персонала, целях функционирования организации, особенностях и ведущих функциях управленцев, действенных способах коррекции деятельности подчиненных. Понятно, что эффективно работающая модель управления должна быть гармоничной, сочетание ее перечисленных элементов должно быть не противоречивым. В противном случае, получая противоречивые управленческие импульсы, сотрудники организации будут совершать действия, которые интерферируют друг друга. Впрочем, и такое тоже часто бывает. Методы управления являются производными от модели управления. Однако, рассматриваться в учебном пособии они могут и независимо от моделей управления. В таком случае, читатель может сам выбрать те методы, которые более подходят к его управленческой ситуации. 

Преподавание в программе «Управление персоналом» не стало обязательным условием участия автора в учебном пособии. С одной стороны, некоторые наши коллеги по тем или иным причинам не смогли внести свой вклад в пособие, с другой стороны, к работе над пособием были привлечены не участники программы повышения квалификации. Так, А.В. Авилов, написавший главу «Модель рефлексивного управления», является доцентом хорошо всем известного Государственного университета управления ( крупнейшего вуза страны в области подготовки отечественных управленцев. Редактор учебного пособия, близко познакомившийся с исследованиями А.В. Авилова, был настолько очарован глубиной его профессиональной компетентности и идейным новаторством, что немедленно попросил ученого принять участие в пособии. 

А.П. Сосновый, являясь профессиональным консультантом по управлению, не раз в устных беседах сожалел о том, что его клиентские организации испытывают определенные трудности в создании адекватной системы материального стимулирования своих сотрудников. Оказалось, что специалисты в этой области стали дефицитными, а методы материального стимулирования, практикуемые в организациях, не блещут разнообразием. В своей главе А.П. Сосновый анализирует наиболее действенные схемы стимулирования сотрудников. 

Перу составителя и редактора учебного пособия Е.Б. Моргунова принадлежат несколько глав, которые объединяет как анализ значительного числа зарубежных источников, так и собственный опыт управленческого консультирования. 

В главе Е.Ю. Хопкинс «Принятие решений как процесс и как методика» рассмотрены основные модели принятия управленческих решений. При этом ее основу составили зарубежные модели, поскольку не вызывает сомнения, что зарубежный опыт в этой области, подкрепленный значительными компьютерными ресурсами, нуждается в осмыслении и использовании. 

Глава «Организационное развитие», написанная Л.В. Шибут, ставит перед менеджерами по работе с персоналом стратегические задачи их деятельности. По мнению автора главы, они состоят в развитии персонала и организации, поскольку только саморазвивающаяся организация может обеспечить себе перспективы и будущее на динамически изменяющемся рынке. 

Автор главы о психологическом консультировании Б.Ю. Шапиро известен многим как крупный специалист в области индивидуального психологического консультирования. Его точка зрения состоит в том, что отрывать производственную сферу от бытовой некорректно. Причины многих производственных проблем лежат в индивидуально-психологической и семейной сферах и могут быть разрешены только на основе решения базовых психологических проблем. В этом автор видит целостность, интегративность психологического консультирования. К сожалению, многие менеджеры по работе с персоналом избегают данной сферы, ограничиваясь психологической работой исключительно по поводу производства и деловой сферы. Как соединить все ветви психологического консультирования, автор пишет в своей главе пособия. 


Страница 1 из 69: [1]  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   Вперед