ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ 

ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 

 

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ 

 

 

 

 

Проблемы налоговой 

системы России: 

теория, опыт, реформа 

 

ТОМ 1 

 

 

 

Москва, 2000 

 

Институт экономики переходного периода 

Основан в 1992 г. 

Учредитель: Академия народного хозяйства при 

Правительстве РФ 

 

Директор: Е.Т. Гайдар 

Авторский коллектив: Введение – С. Синельников, глава 1 – А. Золотарева; глава 2, 7 – Е. Шкребела; глава 3, 5, 6 – С. Баткибеков; глава 4 – И. Трунин; глава 8 – Е. Серова, И. Храмова, В. Масленкова; глава 9 – Ю. Бобылев; глава 10 – П. Кадочников, О. Луговой, С. Синельников, Е. Шкребела. 

Под редакцией: М. Алексеева, С. Синельникова 

Выпускающие редакторы: Н. Главацкая, Л. Лопатников 

Компьютерный дизайн: А. Астахов 

В работе рассматриваются некоторые вопросы налогового администрирования и основные блоки российской налоговой системы: налог на прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы, налог на недвижимость, налог на сверхприбыль при добыче углеводородного сырья, единый сельскохозяйственный налог, налог на малый бизнес. Приводится теоретическое обоснование соответствующих налогов, анализ их преимуществ и недостатков, обсуждается мировая и российская практика их применения, а также обосновываются предложения по их реформированию. Одна из глав работы посвящена моделированию динамики налоговых обязательств и оценки налогового потенциала территорий. 

Настоящий работа подготовлена и издана на средства гранта, предоставленного Институту экономики переходного периода Агентством международного развития США 

ISBN 5-93255-019-8 

 

Лицензия на издательскую деятельность № ЛР 021018 от 09 ноября 1995 г. 

103918, Москва, Газетный пер., 5 

Тел. (095) 229–6413, FAX (095) 203–8816 

 

Институт экономики переходного периода 

 

( Институт экономики переходного периода, 2000 

СОДЕРЖАНИЕ 

ТОМ 1 

Введение 7 

Глава 1 Некоторые проблемы налогового 

администрирования 31 

Введение 31 

1. Проблемы определения субъекта налогового обязательства 36 

2. Принципы определения цены товаров, работ или 

услуг для целей налогообложения 54 

3. Проблема соотношения прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов в российском законодательстве 73 

Глава 2 Налогобложение прибыли предприятий 123 

Введение 123 

1. Общие основы налогообложения предприятий 128 

2. Международный опыт взимания налога на доходы корпораций 173 

3. Налог на прибыль в России: история, основные проблемы 188 

4. Предложения по совершенствованию налога на прибыль в России 194 

Приложение 1. Изменения в технике взимания налога 

на прибыль и его динамика в 1992-1998 годах 237 

Приложение 2. Таблицы расчета налоговых 

обязательств для примеров 252 

Библиография 314 

Глава 3 Подоходное налогообложение 320 

Введение 320 

1. Теоретические аспекты подоходного налогообложения 323 

2. Практические аспекты подоходного налогообложения 343 

3. Российская практика подоходного налогообложения 349 

4. Концепция реформирования подоходного налогообложения 378 

Заключение 399 

Приложение 402 

Библиография 416 

Глава 4 налог на добавленную стоимость 422 

Введение 422 

1. Экономические основы введения НДС. Налог на добавленную 

стоимость и другие косвенные налоги 423 

2. Макроэкономические и учетные подходы к определению 

базы налога на добавленную стоимость 452 

3. Взимание ндс по методу возмещения (фактурному методу) и методу вычитания. Сравнительный анализ. 458 

4. Принципы страны происхождения и страны назначения 

при взимании НДС 469 

5. Вопросы налогообложения ндс операций с недвижимостью 476 

6. Ценовые эффекты НДС 482 

7. Проблемы установления ставок налога на добавленную стоимость 485 

Приложение 1. Теоретические основы установления 

ставок косвенных налогов 504 

8. Основные методы уклонения от уплаты ндс 512 

9. Международный опыт взимания налога на добавленную стоимость 524 

11. Основные направления реформирования системы НДС 

в российской федерации 572 

Заключение 602 

Библиография 607 

ТОМ 2 

Глава 5. Акцизы 7 

Введение 7 

1.Теоретические аспекты акцизного налогообложения 10 

2. Практические аспекты акцизного налогообложения 14 

3. Обзор российского законодательства и практики акцизного налогообложения в России 28 

4. Концепция реформирования акцизного налогообложения 50 

Заключение 62 

Библиография 64 

Глава 6 Налогообложение недвижимости 67 

Введение 67 

1. Теоретические аспекты налогообложения недвижимости 68 

2. Практические аспекты налогообложения недвижимости 81 

3. Обзор существующего законодательства в РФ (налог на имущество, налог на имущество физических лиц, налог на землю) 87 

4. Предложения по оптимизации налогообложения недвижимости 90 

Заключение 94 

Библиография 96 

Глава 7 Налогообложение малого бизнеса 97 

Введение 97 

1. Обзор международного опыта и возможных подходов 

к налогообложению малого бизнеса 103 

2. Предложения по налогообложению малого бизнеса в Российской Федерации 135 

Заключение 164 

Приложение 166 

Библиография 169 

Глава 8 Налогообложение в сельском хозяйстве 173 

1. Налогообложение сельского хозяйства в развитых странах 173 

2. Украина: опыт введения единого сельскохозяйственного налога 212 

3. Обзор отечественного опыта налогообложения сельского хозяйства 223 

Библиография 280 

Глава 9. Налогообложение сверхприбыли 

от добычи углеводородов 284 

Введение 284 

1. Налогообложение сверхприбыли от добычи 

углеводородов: мировой опыт 286 

2. Налогообложение сверхприбыли от добычи 

углеводородов в России 306 

Заключение 351 

Библиография 355 

Глава 10. Моделирование динамики налоговых обязательств, 

оценка налогового потенциала территорий 359 

1. Моделирование налоговых обязательств 

в консолидированный бюджет РФ 359 

2. Моделирование налоговых обязательств по регионам 429 

Приложение 1. Результаты статистического анализа налоговых обязательств 495 

Приложение 2. Результаты оценок налогового потенциала регионов 502 

 

Введение 

Основные направления налоговой реформы 

Значительная часть исследований, проведенных в ИЭПП в 1999 году, посвящена налоговой политике. Это не случайно. Наряду со многими институциональными и макроэкономическими проблемами нерациональность налоговой системы лежит в основе современного кризисного состояния российской экономики. 

Уже в самом начале проведения рыночных реформ стало ясно, что обеспечить в России сохранение традиционного для Советского Союза уровня обязательных налоговых изъятий в размере 45—50% ВВП не удастся. Это определяется целым набором причин. 

Во-первых, сохранение политической нестабильности в стране ограничивает готовность и способность власти собирать налоги. В многочисленных работах ИЭПП было показано, что наиболее резкие скачки налоговых недоимок были в моменты резкого ослабления политических позиций федеральной исполнительной власти, а улучшение сбора налогов происходило тогда, когда власть временно консолидировалась. 

Во-вторых, хроническая несбалансированность бюджета приводила к росту долгов федерального бюджета, что, в свою очередь, обусловливало быстрый рост в экономике общего уровня неплатежей, в том числе и налоговых. 

В-третьих, важнейшим фактором, определяющим объем налоговых изъятий, является ограниченная возможность государства собирать налоги сверх определенного уровня. Опыт различных стран, обобщенный во многих эмпирических работах, показывает, что существует устойчивая связь между уровнем экономического развития той или иной страны и налоговой (точнее, бюджетной) нагрузкой на экономику. Экономически более развитые страны могут перераспределять через бюджет большую долю производимого в них продукта. Содержательно возможный уровень сбора налогов определяется такими факторами, зависящими от уровня экономического развития страны, как структура экономики, образовательный уровень населения, позволяющий использовать развитое налоговое законодательство и соответствующие правила бухгалтерского учета; уровень развития налоговой администрации; общий уровень законопослушности граждан и складывающиеся в обществе традиции уплаты налогов. 

Разумеется, авторитарные режимы могут позволить себе концентрировать в руках государства гораздо большую долю ресурсов, чем это возможно при демократическом политическом устройстве. 

Серьезное влияние на уровень налоговых доходов бюджета в постсоциалистических странах оказывают темпы экономических преобразований. Содержательно такая зависимость объясняется тем, что в условиях мягкой финансовой политики государства по отношению к предприятиям широкое распространение получает бартер, неплатежи, отрицательно воздействующие на величину сбора налогов. Одновременно у экономических агентов формируются стереотипы поведения, не совместимые с высоким уровнем налоговой дисциплины, и соответствующий набор приемов и методов легального и нелегального уклонения от налогов. Государство не проявляет должной твердости в борьбе с уклонением от налогов, с ростом налоговых недоимок и с разрастанием налоговых льгот, поскольку имеет возможность покрывать часть своих потребностей с помощью сеньоража, а также не полностью индексировать бюджетные расходы. 

Из сказанного становится понятным, что попытки резкого повышения налоговых изъятий в России вряд ли возможны. Можно спорить о том, какой именно уровень налоговых поступлений в наибольшей степени соответствует уровню развития отечественной экономики, ее отраслевой структуре, уровню благосостояния граждан, структуре их потребления, традициям подчинения законодательству, степени его проработанности и многим другим факторам. Однако тот факт, что уровень возможного сбора налогов не превышает 30% ВВП плюс — минус несколько процентных пунктов является совершенно очевидным1.Такая ситуация с доходной базой государственного бюджета предопределила кризис государственных финансов в условиях отсутствия политической воли и желания власти в России приводить свои обязательства в соответствие с имеющимися доходами. 

Ключевым моментом балансирования бюджета в пореформенные годы должна была стать реструктуризация расходов, включая их сокращение, — вопрос исключительно болезненный как с политической, так и с социальной точек зрения. Анализ динамики государственных расходов показывает, что, во-первых, общий объем сокращения расходов государства проходил крайне медленно и явился совершенно недостаточным для установления бюджетного равновесия. Структура расходов государства, сложившаяся под давлением различных лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой сектора и др.), не способна обеспечивать условий ни для экономического роста, ни для поддержания достаточного уровня социально-политической стабильности. В то же время в краткосрочной перспективе большая часть конкретных видов расходов не поддается дальнейшему сжатию, т.к. сокращение расходов на управление, на оборону, на правоохранительные органы, на дотации региональным бюджетам и т.д. требует проведения радикальных реформ в соответствующих сферах, призванных повысить эффективность бюджетных расходов. 

Сказанное нисколько не умаляет важнейшего значения и не отменяет необходимость проведения налоговой реформы в России. Однако ее цель заключается не в том, чтобы собирать больше налогов и тем самым решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и незаконными методами), и одновременно повысить уровень ее нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений, в распределение времени между досугом и работой и т.д. и значит снизить административные издержки исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков). В полном объеме налоги платят не все предприятия и граждане, а только добросовестные налогоплательщики, соблюдающие налоговое законодательство, не имеющие налоговых льгот и недоимок по налоговым платежам. Для таких плательщиков уровень налогов в России является весьма высоким. В то же время значительное число налогоплательщиков имеет экономически неоправданные льготы, наращивает недоимку и (или) противозаконно уклоняется от налогов. Это приводит к несправедливости налоговой системы и низкому уровню ее нейтральности. Одновременно процесс снижения налоговых поступлений вследствие возникновения негативного отбора носит самоподдерживающийся характер. Это проявляется в том, что добросовестные налогоплательщики, выполняющие требования налогового законодательства, оказываются неконкурентоспособными и либо выталкиваются с рынка, либо начинают уклоняться от налогов. 

Таким образом, нашей задачей является разработка предложений по совершенствованию налоговой системы, направленных на повышение уровня ее справедливости и нейтральности и тем самым на некоторый рост бюджетной эффективности налоговой системы. В ходе наших исследований, которые представлены в настоящем издании, мы опирались как на теоретические работы по оптимальному налогообложению, так и на практический опыт, накопленный различными странами. Важным источником представляемых Вашему вниманию предложений является анализ российской хозяйственной практики, как наш собственный, так и тот, который был нам доступен по публикациям. Ряд гипотез, на которых основываются выносимые на обсуждение предложения, нам удалось проверить с помощью эконометрических методов. 

В предлагаемой работе мы сосредоточили внимание на некоторых вопросах налогового администрирования, а также на следующих основных блоках российской налоговой системы: налог на прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы, налог на недвижимость, налог на сверхприбыль при добыче углеводородного сырья, единый сельскохозяйственный налог, налог на малый бизнес. В главах, посвященных этим вопросам, приводится теоретическое обоснование соответствующих налогов, анализ их преимуществ и недостатков, обсуждается мировая и российская практика их применения, а также обосновываются предложения по их реформированию. 


Страница 1 из 123: [1]  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123   Вперед