С. В. Мочерный, В. Н. Некрасов, В. Н. Овчинников, В. В. Секретарюк 

 

Экономическая теория 

 

Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений 

 

Москва 2000 

 

В условиях сложно протекающего процесса становления рыночной системы хозяйства, радикального изменения экономических отношений в обществе значительно возрастает роль экономической теории, реализуемая в следующих ее функциях: — критическо-аналитической (селективная) и позитивно-информативной (объясняющая); — мировоззренческо-ориентирующей (методологическая); — инновационно-поисковой (эвристическая); — системно-формирующей (концептуальная); — инструментально-методической (исследовательская); — псрспективно-экстраполяционной (прогнозная); — сценарно-вариантной (прагматическая). 

 

На фоне болезненно проявляющегося разрыва экономической теории с реалиями хозяйственной практики и тенденциями осуществляемых реформ все более явно видна неприменимость как оторванных от нынешней действительности догматов традиционной отечественной политической экономики дореформенного периода, так и абстрактных схем взращенного в иных условиях и заимствованного без необходимой адаптации к национальной специфике транзитивной экономики западного опыта. 

 

В то же время в попытке создания реально применимой экономической теории нельзя отказываться от методологической ценности, концептуальной системности и традиционной фундаментальности отечественной экономической школы и конструктивного использования инструментарного аппарата и прагматических установок, присущих западной экономической традиции. 

 

В условиях открытости национальных экономик и информационно-образовательного пространства важно также давать трактовку ключевых, базовых категорий экономической науки с позиций различных школ, мировоззренческих подходов, сравнивая их исходные теоретические положения (посылки) и логику доказательств, акцентируя внимание на возможностях концептуальной совместимости позиций (например, при оценке количества общественно необходимого труда и качества — потребительских — свойств товара в его стоимости через диалектику взаимодействия качественной и количественной определенности труда в границах меры этого экономического явления). 

 

 

 

 

Исходя из этих предметно-содержательных и общих дидактико-методических установок при подготовке данного учебного пособия авторы свою задачу видели в том, чтобы оно способствовало формированию системных знаний в области экономической теории, востребованных в их инструментарных, прогностических и прагматических функциях. 

 

Это учебное пособие рассчитано на самую массовую, первую ступень экономического образования студентов высших учебных заведений. В ее рамках будущие специалисты должны получить прочные знания об экономических системах, их эволюциях и современном состоянии, механизмах развития и функционирования, что и предопределило логику построения, содержание и концептуальный аппарат учебного пособия. 

 

Члены международного авторского коллектива, представленного научно-педагогическими работниками, профессорами вузов России и Украины, выражают надежду, что найдут в лице студентов, аспирантов и преподавателей заинтересованных читателей и будут признательны за присланные замечания и пожелания. 

 

 

 

Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 

 

 

 

Глава 1. Предмет и метод экономической теории 

 

Сущность и структура производительных сил и производственных отношении. Предмет экономической теории и его отличие от предмета политической экономии. Экономические законы и категории, их классификация. Метод экономической теории и его структурная характеристика 

 

Каждая наука имеет свой предмет. Политическая экономия и получившая широкое распространение за рубежом экономика в ее западной версии (экономике) — два относительно самостоятельных звена в системе экономических знаний. Но сам термин «политическая экономия» появился почти на три столетия раньше понятия «экономике», введенного в научный оборот в конце XIX в. 

 

Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструмснтарно-методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью Экономикса. 

 

Цель темы — выяснить предмет экономической теории, раскрыть материальную природу и историческую логику развития системы производственных отношений в их взаимодействии с динамикой производительных сил и с эволюцией человека как субъекта созидания, определить сущность экономической системы общества и экономических законов, регулирующих ее генезис, а также показать инструментарные возможности системно-функционального (диалектического) метода исследования, с помощью которого они могут быть раскрыты. 

 

§ 1. Сущность и структура производительных сил и производственных отношений 

 

Материальное производство — основа жизни человеческого общества. Производительные силы и производственные отношения. Собственность в системе производственных отношений. Экономическая система 

 

Материальное производство — основа жизни человеческого общества. 

 

Развитие человеческого общества невозможно без материального произ- 

 

 

 

 

 

водства, создания материальных благ. Производство материальных благ в каждой общественно-экономической формации имеет свои специфические особенности, происходит при помощи различных орудий труда. Но ему свойственны и некоторые общие черты. В условиях любого способа производства осуществляется взаимодействие общества с природой, где субъектом является человек, видоизменяющий вещество природы и приспосабливающий его для удовлетворения своих потребностей, а объектом — природа. Например, из недр планеты в расчете на одного ее жителя ежегодно добывают около 25 т руды, полезных ископаемых и строительных материалов. Взаимодействие происходит в процессе труда, включающего три основных момента: 1) труд человека; 2) предметы труда; 3) средства труда. 

 

Труд — это сознательная, целесообразная деятельность людей, в результате которой они видоизменяют внешнюю природу, опосредуют, регулируют и контролируют обмен веществ между собою и природой, одновременно изменяют собственную социальную природу. При этом человек достигает сознательной цели, которая определяет способ и характер его действий и 

 

которой он подчиняет свою волю. 

 

Предмет труда — это вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, подвергая его обработке. Предметы труда бывают двух видов: 1) данные самой природой (например, рыба, вылавливаемая из реки; дерево, которое рубят); 2) подлежащие последующей обработке (например, добытая руда). Последние называются сырым материалом, сырьем. 

 

Средства труда — это вещь или комплекс вещей, которыми человек воздействует на предметы труда. Решающая роль среди них принадлежит механическим средствам — орудиям труда, являющимся «мышечной системой» производства. Уровень развития последних относится к отличительным признакам каждой эпохи общественного производства. С момента изготовления орудий труда начинается история собственно человеческого труда. К его средствам принадлежат также все материальные условия процесса труда — рабочие постройки, здания, сооружения и т. п. Общим средством труда является земля как пространственно-территориальная база размещения производства. Наряду с «мышечной системой» производства, необходимо выделять его «сосудистую» систему, включающую дороги, каналы, трубопроводы, системы коммуникаций, энергоснабжения, складского хозяйства и т. д. В зависимости от функций, выполняемых в процессе труда, определенная вещь может выступать и предметом, и средством труда. Так, функционирующий токарный станок относится к средствам труда, а пребывающий на ремонте, — к предметам труда. 

 

В процессе эволюции экономической системы, в частности при переходе к комплексному автоматизированному производству и созданию информационной экономики, традиционный объем понятий «предметы труда», «средства труда» наполняется принципиально новым содержанием. Поскольку в такой экономике специфический инструмент и продукт деятельности — информационные ресурсы (достижения науки и техники, знания и др.), то предметом труда становится первичная информация, а средствами — способы и инструменты, методы ее преобразования, сохранения и передачи. 

 

 

 

==6 

 

 

Если процесс труда рассматривать с точки зрения его результата — продукта, то он выступает как процесс производства, а средства и предметы труда — как средства производства. При этом труд в сфере материального производства, взятый вне определенной общественной формы, является производительным трудом. Отечественные и многие западные ученые (У. Ростоу, Т. Стоунвер и др.) признают ведущую роль материального производства в жизни общества, его обусловленность развитием продуктивных сил. 

 

Производительные силы и производственные отношения. К элементам производительных сил, общим для всех общественно-экономических формаций, относятся средства производства и люди, владеющие производственным опытом и приводящие их в действие. Главная производительная сила любого общества — человек. Это объясняется тем, что, во-первых, человек — создатель всех других элементов производительных сил; во-вторых, без «живого» труда человека они не могут быть использованы как факторы производства (например, самая современная техника без действий человека становится омертвленным капиталом); в-третьих, потребности и интересы человека — основная движущая сила социально-экономического прогресса общества. 

 

Предметы труда входят в состав производительных сил в той степени, в какой они идут на производительное потребление или используются как источник энергии. Например, сила ветра, энергия солнца, воды и т, п. 

 

В современных условиях в состав производительных сил включают также науку (как специфическую производительную силу), формы и методы организации производства. Самостоятельным элементом производительных сил становится информация. Следовательно, современные, производительные силы — это сложная система, включающая материальные и духовные, объективные и субъективные, общественные и природные элементы. В процессе исторического развития как производительные силы в целом, так и отдельные их элементы постоянно обогащаются, наполняются качественно новым содержанием. На ранних стадиях развития производства его потребности в рабочей силе удовлетворяли работники с низким уровнем образования и квалификации. Современный этап развития производства требует не только полной реализации физических и умственных способностей человека, но и творческих дарований личности, ее организаторских способностей, духовных компонентов. 

 

В результате постоянно обновляемого процесса взаимодействия всех элементов производительных сил, они пребывают между собою в диалектическом единстве, определенном количественном и качественном соотношении и функциональной зависимости. При этом возникают такие общественные компоненты организации производительных сил, как кооперация, разделение труда и др. Между элементами производительных сил существуют противоречия, которые разрешаются относительно независимо от производственных отношений. Системе производительных сил свойственны внутренние законы развития. Таким, в частности, является закон передачи энергетических и исполнительских функций отличных к вещным факторам производства, или законы опережающего роста объема овеществленного труда в структуре затрат совокупного труда, соответствия лично- 

 

 

 

==7 

 

 

го и вещного (овеществленного) факторов производства, перемены труда, роста производительности труда и др. Действие этих законов пронизано внутренними противоречиями, обусловливает изменения в развитии производительных сил, качественные сдвиги в их содержании. Производительные силы опосредуют отношение человека к природе, проявляющееся в процессе труда, как базовом элементе всех общественных способов производства. 

 

Следовательно, производительные силы — это факторы преобразования вещества природы в соответствии с потребностями людей, создания материальных и духовных благ, определяющие уровень производительности общественного труда. 

 

Поскольку производительные силы выражают отношение человека к природе, то одной стороной они повернуты к силам природы, географической среде, а другой — к системе, прежде всего, отношений по поводу производства: технико-экономических, организационно-производственных, производственно-экономических и социально-экономических. Именно две последние группы составляют в политико-экономическом понимании производственные отношения. Из этого следует еще одно важное отличие предмета экономической теории от политической экономии. 

 

Политическая экономия изучает производственные отношения как отношения, характеризующие общественный строй производства и исторические особенности развития производительных сил, а экономическая теория кроме собственно производственных отношений, уделяет значительное внимание технико-трудовым и организационно-производственным отношениям (специализации, кооперированию, комбинированию производства, его концентрации и др.). Производственно-экономические (связанные с менеджментом, маркетингом и др.) и социально-экономические (отношения собственности), составляют базисные (экономические) отношения, определяющие общественное устройство производства. Экономическая теория сосредоточивает внимание также на проблемах эффективности технико-трудовых и организационно-производственных отношений, и поэтому в большей степени, чем политическая экономия, должна обобщать результаты исследования отраслевых экономик. 

 

Технико-трудовые и организационно-производственные отношения определяются уровнем развития техники, технологии, организации производства и совершенствуются параллельно с эволюцией производительных сил. Они включают способ производственной связи людей с обслуживаемыми ими средствами производства, а также отношения обмена деятельностью между людьми, специализацию, кооперирование производства и т. п., и являются непосредственной материально-вещественной формой организации, функционирования и развития производительных сил первичного производственного звена (предприятия). Данная форма производства, занимая промежуточное положение между производительными силами и экономическими отношениями, обеспечивает целостность системы производительных сил, в диалектическом единстве с последними образует технологический способ производства и представляет материальное содержание общественного способа производства. 


Страница 1 из 84: [1]  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84   Вперед