С. Г. Кара-Мурза "Идеология и мать её наука" 

ГЛАВА ПЕРВАЯ Наука и идеология (par0 - par17) 

      Введение (par0 - par17) 

      Воздействие идеологии на науку (par17 - par42) 

      Роль науки в формировании и трансформации идеологий (par42 - par68) 

            Понятие свободы (par42 - par68) 

                   (par68 - par94) 

            Механицизм, атомизм и легитимация политического порядка (par68 - par94) 

                   (par95 - par121) 

            Рационализм и свобода. Нигилизм и страх (par95 - par121) 

                   (par122 - par140) 

            Идея прогресса в идеологии (par141 - par167) 

                   (par167 - par193) 

            Наука и современный язык (par167 - par193) 

                   (par194 - par205) 

            Приспособление методологии науки к целям идеологии (par206 - par222) 

      Идеологическое значение авторитета науки. Участие ученых в политическом процессе (par222 - par248) 

             (par248 - par264) 

            Философия науки и идеология (par265 - par279) 

            Пример большой идеологической программы: легитимация экономики свободного предпринимательства (par279 - par305) 

                   (par305 - par321) 

            Противоречат ли идеологические функции науки нормам познавательного процесса? (par322 - par333) 

            Неполнота научного знания. (par333 - par349) 

            Замена реального объекта его моделью. (par333 - par349) 

            Неявное знание в суждениях экспертов. (par349 - par371) 

      Заключение. (par349 - par371) 

      Литература (par371 - par422) 

             (par422 - par438) 

ГЛАВА ВТОРАЯ Политэкономия Индустриализма: связь экономической модели и научной картины мира (par422 - par438) 

      Введение (par422 - par438) 

      Политэкономия и хрематистика (par422 - par438) 

      Антропологическая модель и собственность (par439 - par457) 

      Модель Адама Смита и механика Ньютона (par439 - par457) 

      От механики к термодинамике (par457 - par468) 

      Политэкономия и эволюционизм (par457 - par468) 

      Кейнсианская революция (par468 - par489) 

      Неолиберализм: возврат к истокам (par468 - par489) 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Научная картина мира — экономика — экология (par489 - par501) 

      Рыночная экономика и природа: формулировки конференции Рио-92 (par489 - par501) 

      Идеологические основания экономической логики рынка (par501 - par515) 

      Отношение человек — природа: взгляд из политэкономии (par515 - par538) 

      Распределение ресурсов между поколениями (par538 - par551) 

      Внешние эффекты экономической деятельности — externalities (par538 - par551) 

      Постулаты хрематистики в политэкономии марксизма (par551 - par577) 

             (par577 - par597) 

      Марксизм и экологический взгляд на экономику (par598 - par623) 

      Литература (par623 - par639) 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Экспертное сообщество России: генезис и состояние (par639 - par654) 

      Вступление (par639 - par654) 

      Эксперты и идеология (par639 - par654) 

            Эксперты и специалисты (par639 - par654) 

            Генезис экспертного сообщества ельцинской России (par654 - par670) 

            Легитимация больших политических решений: принятие Россией программы МВФ (par670 - par693) 

      Философские и методологические установки экспертов (par670 - par693) 

            Антидемократизм экспертов (par670 - par693) 

            Антиэтатизм экспертов (par693 - par707) 

            Этический нигилизм экспертов (par693 - par707) 

            Социал-дарвинизм как основа антропологической модели (par707 - par733) 

            Аутизм как методологический принцип (par707 - par733) 

                   (par733 - par759) 

                   (par760 - par774) 

      Эксперты и их воздействие на «оснащение ума» (par775 - par789) 

            Эксперты и разрушение логического мышления (par775 - par789) 

            Отход от здравого смысла (par789 - par807) 

            Редукционизм и стереотипизация проблем (par789 - par807) 

            Нарушение критериев подобия (par807 - par818) 

            Тоталитаризм утверждений (par818 - par844) 

            Создание некогерентности (несоизмеримости частей реальности) (par818 - par844) 

                   (par844 - par859) 

            Манипуляция словами и образами (par844 - par859) 

            Манипуляция числом и мерой (par860 - par878) 

      Эксперты и большие травмы общественного сознания (par860 - par878) 

            Откровенная ложь (par860 - par878) 

            Не прямая ложь, а умолчание (par878 - par889) 

            Внедрение ложных понятий (par889 - par909) 

            Ложные концепции (par889 - par909) 

            Ложное обоснование изменений (par909 - par921) 

            Замалчивание намерений и проекта (par921 - par963) 

            Создание мифов (par921 - par963) 

Главная страница | Сайт автора | Информация 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*  С. Г. Кара-Мурза "Идеология и мать её наука". (Серия: Тропы практического разума.) - М.: Алгоритм, 2002. 

*  Аннотация: Поражение СССР в "холодной войне" во многом вызвано тем, что влиятельные круги интеллигенции перешли на позиции буржуазной идеологии. Несовместимость главных положений и мифов этой идеологии с социальной реальностью и культурными устоями России и сейчас разрушительно влияет на наше общественное сознание и углубляет кризис. Для всех нас сегодня важно понять, как сложилась идеология западного капитализма и каковы механизмы её влияния на общество. В книге рассмотрена роль науки и научного мышления в разработке идеологии и методов убеждения, а также формы участия учёных в политическом процессе в качестве идеологов и экспертов. 

ГЛАВА ПЕРВАЯ Наука и идеология 

Введение 

* Мы переживаем период, когда рушатся основные идеологии индустриальной цивилизации, но это — всего лишь одно из проявлений ее общего кризиса. Мы не можем, даже если бы захотели, избежать индустриального типа жизни, выпрыгнуть из рамок истории. Мы не можем «отменить» науку и вернуться в догалилеевские времена, пусть даже кто-то об этом и сожалеет. Мы можем преодолеть кризис, порожденный в том числе и наукой, лишь двигаясь вперед — с помощью науки. Для этого надо постараться понять, в чем заключается кризис цивилизации и как возникло то, что мы называем идеологией — комплекс идей и концепций, с помощью которого человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе и в мире. 

* Ключевым элементом той культуры, на которой базируется индустриальная цивилизация, является европейская наука (ее еще называют наукой Нового времени), возникшая менее четырех веков назад. Карл Мангейм, один из основателей социологии знания, утверждал в 1929 г., что сама научная методология была побочным продуктом мировоззрения поднимающейся буржуазии [1] . Не случайно свой фундаментальный труд, в котором описана духовная, культурная основа рыночной экономики, — «Протестантская этика и дух капитализма» — Макс Вебер начинает с вопроса: какое сцепление обстоятельств привело к тому, что только в Западной Европе возникло такое явление культуры, как наука [1, с. 44]? Совершенно очевидно, что это «сцепление обстоятельств» не только специфично — оно уникально. Не случайно, что возникновение «правового» общества в Европе совпало с утверждением конкуренции как механизма рыночной экономики и с рождением науки. Все это — элементы нового типа цивилизации, складывающегося в европейских странах в XVII—XVIII веках. 

* Современное западное общество возникло как единое целое, и одним из столпов, на которых оно стояло, был новый тип знания, познания и мышления — наука . Можно также сказать, что наука была одной из ипостасей этого общества, так как она «пропитывала» все его поры. Но для нашей темы важна одна сторона дела: наука заменила церковь как высший авторитет, легитимирующий, освящающий и политический строй, и социальный порядок. Таким образом, наука стала инструментом господства. Каким же способом власть использовала и использует науку в этих целях? 

* Вместе с наукой, как ее «сестра» и как продукт буржуазного общества, возникла идеология . Она быстро стала паразитировать на науке. Как отмечает видный философ науки, «большинство современных идеологий, независи мо от их происхождения, утверждают, что основываются на науке или даже что составляют базу самой науки. Таким образом они стремятся обеспечить себе легитимацию наукой». Наука заняла место, ранее принадлежавшее божественному откровению или разуму». Вспомним слова философа Научной революции Бэкона: « Знание — сила » (или, точнее, « знание — власть »). Одна из составляющих этой силы (власти) — авторитет тех, кто владеет знанием. Ученые обладают такой же силой, как жрецы в Древнем Египте. Власть, привлекающая к себе эту силу, обретает важное средство господства. Как отмечал К. Ясперс, «если исчерпывающие сведения вначале давали людям освобо ж дение, то теперь это обратилось в господство над людьми». 

* Во всех странах Запада, где произошли великие буржуазные революции, ученые, философы и гуманитарии внесли свою лепту в программирование поведения масс посредством идеологии. В Англии — Ньютон и его последователи, которые из новой картины мира выводили идеи о «естественном» (природном) характере конституции, что должна ограничить власть монарха («ведь Солнце подчиняется закону гравитации»). Ученый и философ Томас Гоббс развил главный и поныне для буржуазного общест ва миф о человеке как эгоистическом и одиноком атоме, ведущем «войну всех против всех» — bellum omnium сontra omnes . 

* Но в Англии революция почти слилась с протестантской Реформацией, так что в идейном багаже революционеров преобладают религиозные мотивы. В более чистом виде манипуляция сознанием как большая организованная кампания сложилась во Франции. Здесь общество было подготовлено к слому «старого порядка» полувековой работой Просвещения. Помимо великого дела по освобождению мышления человека и освоению им нового, научного мировоззрения, деятели Просвещения осуществили глубокое промывание мозгов в чисто политическом плане, подготовив поколение революционеров, с чистой совестью затопивших Францию реками крови (а потом начавших, по сути, мировую войну). 

* Поскольку во Франции «властители дум» образовали сплоченное сообщество, в нем довольно быстро возникло самосознание и началась теоретическая работа. Так здесь впервые появилось слово идеология и была создана влиятельная организация — Институт , в котором заправляли идеологи [2] [2] . Они создавали «науку о мыслях людей», хотя в категорию мысли они включали также чувства, желания и воспоминания (основоположник этого движения Детют де Траси даже переиначил формулу Декарта « мыслю — значит, существую » в « чувствую — значит, существую »). Основатели Института утверждали, что «идеология должна изменить лицо мира». Де Траси написал учебник «Элементы идеологии» (1801), предназначенный для центральных школ, в которых готовилась буржуазная элита Франции. В нем идеология была представлена как наука о создании, выражении и распространении идей (говорилось, правда, что «идеология есть часть зоологии» — та часть, что занята изучением человека). 

* В декабре 1797 г. идеологи приняли в члены своего очень узкого кружка («Института») поднимающегося к власти Наполеона. В свою очередь и он правильно оценивал важность этого союза, так что даже будучи уже членом Директории, подписывался «генерал Наполеон Бонапарт, главнокомандующий, член Института». Вообще в духовном плане Наполеон был законченным продуктом Просвещения. Авторитет Руссо был для него так непререкаем, что во многих трактатах молодого Наполеона слова Руссо просто заменяют всякую аргументацию — она не нужна, если так сказал Руссо. Как писал в 1786 г. его старший брат, «он был страстным поклонником Жана- Жака и, что называется, обитателем идеального мира». 

* Позже, когда Наполеон стал Первым консулом, а идео логи продолжали претендовать на слишком большое участие во власти, он велел поставить их на место, дав не обычно большое жалованье (он сказал о директоре Института и одном из основателей клуба якобинцев Э.-Ж. Сийесе: «Что касается денег, он реагирует очень положительно. За достаточно большую сумму забывает о своих конституционных мечтаниях»). Кое-кто из Института оказался, однако, строптивым — жалованье взял, но воду продолжал мутить. Тогда Наполеон опубликовал в газете блестящую, великолепную статью против идеологов — тех, кто «дурит людям голову». Опубликовал анонимно, но так, что все знали, кто действительный автор. Звезда тех идеологов закатилась, но дело продолжало жить, и место идеологов во власти определилось четко — получать большое жалованье, но быть в тени [3] . 

* К вопросу о том, как вырабатываются идеологии, мы еще вернемся, хотя и не вдаваясь в рассуждения об эволюции самого понятия идеологии . Здесь отметим только, что уже первые специалисты, которые назвали себя идеологами , совершенно правильно определили две главные сферы духовной деятельности человека, которые надо взять под контроль, чтобы программировать его мысли, — познание и общение . В том «курсе идеологии», который они собирались преподавать правящей элите Франции, было три части: естественные науки , языкознание («грамматика») и собственно идеология . Итак, основа, в которую надо закладывать свои идеи-вирусы, построена из знаний о мире (и самом человеке) и из обмена сообщениями (информацией). 

* В то же время было осознано влияние на мысли людей количественной меры, числа , заменяющего наполненные тайным, неподконтрольным смыслом качества . И одним из первых крупнейших дел Французской революции в создании нового мироощущения для масс была разработка метрической системы мер. В ней участвовали виднейшие ученые и идеологи. Через эту систему мер были связаны сферы познания и языка. С помощью этого нового «языка точности» правящий слой стал господствовать над мыслями и словами о самых фундаментальных категориях бытия — пространстве и времени. Сегодня, пройдя школу, говорящую на этом «языке точности», мы и представить себе не можем, какое значение это имело для программирования наших мыслей. Между тем виднейший ныне французский философ Мишель Фуко, который взялся за «раскопки смыслов», создавших современный Запад, утверждает определенно: «язык точности» (язык чисел) совершенно необходим для «господства посредством идеологии». 


Страница 1 из 38: [1]  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   Вперед