Бергер П. 

Капиталистическая революция 

(50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). 

пер. с англ. 

М., 1994. 

320 с. 

Содержание: 

 

Введение. 

Глава первая 

КАПИТАЛИЗМ КАК ФЕНОМЕН. 

Глава вторая 

 

МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ. 

РОГ ИЗОБИЛИЯ. 

Глава третья 

КЛАССЫ: СТУПЕНИ УСПЕХА. 

Глава четвертая 

КАПИТАЛИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ. 

Глава пятая 

 

КАПИТАЛИЗМ И ОСВОБОЖДЕНИЕ 

ЛИЧНОСТИ. 

Глава шестая 

КАПИТАЛИЗМ И РАЗВИТИЕ. 

Глава седьмая 

 

ВОСтОЧНОАЗИАТСКИЙ КАПИТАЛИЗМ. 

<ВТОРОЙ ВАРИАНТ>. 

Глава восьмая 

 

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ. 

<КОНТРОЛЬНЫЙ ВАРИАНТ>. 

Глава девятая 

КАПИТАЛИЗМ И ДИНАМИКА МИФА. 

Глава десятая 

 

КОНТУРЫ ТЕОРИИ КАПИТАЛИЗМА И 

ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 

Примечания. 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Многие склонны рассматривать капитализм в каче- 

стве консервативной силы современного мира. Поэто- 

му фраза <капиталистическая революция> может кое- 

кому показаться странной. Это объясняется неверны- 

ми представлениями о капитализме, о его природе. 

Между тем с момента своего зарождения капитализм 

обусловил революционные преобразования в различ- 

ных странах, радикально изменил материальные, со- 

циальные, политические и культурные аспекты жизни 

тех обществ, которые он затронул. И этот процесс все 

еще продолжается. Проникновение в суть революци- 

онного воздействия капитализма на современное об- 

щество - трудная и важная интеллектуальная задача. 

 

Цель этой книги состоит в том, чтобы обрисовать 

контуры теории, касающейся взаимосвязи капитализ- 

ма и общества в современном мире. Каждая глава (за 

исключением первой и последней, в которых соответ- 

ственно определяются понятия и подводятся итоги) 

содержит различные предположения, сформулиро- 

ванные автором на базе изложения эмпирического 

материала. В строгом понимании эти предположения 

являются гипотезами. Они не содержат особого фи- 

лософского или этического смысла. Будучи таковыми, 

они могут быть объектом эмпирической проверки и, 

таким образом, подтверждаться или опровергаться. 

Автор надеется, что его предположения будут подвер- 

гнуты изучению и сомнению, частично или в целом, и 

что любые выводы, подобно критикуемым предполо- 

жениям, будут опираться на факты. 

 

Как отмечается в первой главе, какой-то эмпири- 

чески ориентированной теории капитализма и обще- 

ства в настоящее время не существует. Возможно, 

кто-то в данных обстоятельствах вспомнит о марксиз- 

ме, однако автор не принадлежит к числу таких лю- 

дей. Разумеется, марксизм выступает во многих вари- 

 

антах, причем некоторые из них прямо противоречат 

друг другу. Но всем им присуща своеобразная смесь 

научного и пророческого, которая одновременно яв- 

ляется и основным недостатком марксизма, и источ- 

ником его огромной мифологическо-поэтической при- 

влекательности. Вместе с тем справедливо и то, что 

только марксисты последовательно пытались объеди- 

нить в единой теоретической структуре экономиче- 

ские, правовые, политические и социальные аспекты 

капиталистического феномена. Этим обусловлена не- 

обходимость в различных частях данной книги рас- 

сматривать марксистскую интерпретацию той или 

иной стороны капитализма, обычно в критическом 

плане. С самого начала требуется пояснить, почему ни 

один из вариантов марксизма не отвечает требовани- 

ям всеобъемлющего теоретического построения, при- 

годного для осмысления взаимосвязи капитализма и 

общества в современном мире. Уместно также ука- 

зать и на то, почему этим требованиям не отвечают и 

работы таких немарксистских теоретиков, как Макс 

Вебер, Иозеф Шумпетер, Фридрих Хайек. Другими 

словами, важно убедиться, что на нынешнем теорети- 

ческом ландшафте существует ощутимый пробел. Ни- 

кто не собирается утверждать, что настоящая книга в 

состоянии его заполнить. Подобное утверждение бы- 

ло бы не только слишком высокомерным (на что автор 

совершенно не способен, хотя бы вследствие свойст- 

венного ему чувства юмора), но и вывело бы книгу за 

пределы социальной науки, которая может дать лишь 

частичное, предварительное и в принципе всегда оп- 

ровергаемое толкование реальностей человеческого 

бытия. При сегодняшнем уровне наших знаний одно- 

му человеку не по силам представить абсолютно за- 

конченную теорию. Практически же ее создание яв- 

ляется недостижимой целью. Ученому-одиночке, од- 

нако, по силам создать проект решения этой насущ- 

ной задачи и предложить отдельные <строительные 

блоки>. Именно это пытался осуществить автор дан- 

ной книги - не больше того, но и не меньше. 

 

Карл Маркс был одним из великих умов нашей 

эпохи. Современные ученые, прежде всего социоло- 

ги, многим обязаны его трудам. В качестве важного 

примера достаточно указать на концепцию класса, ко- 

 

торой Маркс отвел центральное место в анализе со- 

временного общества. Вместе с тем с момента зарож- 

дения марксизма ему сильно досаждал методологиче- 

ский исходный пункт, который затормозил развитие 

научно-философских изысканий, причем до такой 

степени, что это подорвало его статус эмпирической 

дисциплины. До сих пор марксисты критикуют <бур- 

жуазных>, то есть немарксистских, социологов за их 

якобы иллюзорные идеалы объективности и нейтраль- 

ное отношение к ценностям. Марксисты также утвер- 

ждают, что их наука базируется на правильном пони- 

мании основных движущих сил истории. К сожале- 

нию, подобные взгляды на исторический процесс не 

поддаются эмпирической проверке. Они, скорее, яв- 

ляются априорными предположениями, которые не- 

возможно опровергнуть, но которые предопределяют 

как метод, так и результат конкретного историческо- 

го или социологического исследования. Говоря откро- 

венно, марксистские социологи обычно ставят вопро- 

сы по проблемам, по которым, как они полагают, у 

них уже есть готовые ответы, по крайней мере в об- 

щих чертах. Очень удобная методология для прорица- 

телей, которая, однако, серьезно мешает работе со- 

циологов. У сомневающихся в истинности философ- 

ских взглядов, лежащих в основе марксизма, нет дру- 

гой альтернативы, как выделить эти взгляды (сама по 

себе уже чрезвычайно трудная задача, ибо в маркси- 

стских сочинениях идеология и наука тесно перепле- 

лись между собой) и затем по очереди проанализиро- 

вать те из них, которые допускают эмпирическую 

проверку. (Марксисты, разумеется, отвергают подо- 

бный подход как <незаконный>, как уловку <буржу- 

азной идеологии>, однако немарксисты к этому при- 

выкли.) 

 

Так, например, Марксова теория стоимости - ут- 

верждение, что истинная стоимость продукта равна 

трудовым затратам на его изготовление, - основана 

на априорном представлении, которое нельзя эмпири- 

чески подтвердить или опровергнуть. Однако прогноз 

Маркса относительно снижения ставок заработной 

платы можно эмпирически проверить, не касаясь фи- 

лософии его труда. Причем вся история экономики 

передовых капиталистических стран постоянно опро- 

 

вергает это предсказание. Перечень других несбыв- 

шихся предположений Маркса весьма пространен и 

ставит марксизм в неловкое положение. Назовем не- 

которые, наиболее важные, из этих предположений: 

увеличение <обнищания> рабочего класса и вызван- 

ное этим <углубление поляризации общества>; <не- 

способность буржуазной демократии> справиться с 

современными классовыми конфликтами и, как след- 

ствие, установление <диктаторских режимов> в веду- 

щих капиталистических государствах: <усиливающее- 

ся отчуждение> рабочего класса от культуры капита- 

листических слоев общества. Не выдержали эмпири- 

ческой проверки и разнообразные варианты <после- 

марксового марксизма>. Неспособность марксист- 

ской теории объяснить реальности, существовавшие 

в социалистических странах, представляет собой са- 

мую серьезную ее слабость. То же самое можно ска- 

зать и о несбывшемся предсказании, что только соци- 

ализм в состоянии обеспечить успешное развитие 

стран <третьего мира>. 

 

Между тем пророчествам свойственно продол- 

жать существовать, несмотря на неоднократные эмпи- 

рические опровержения. Психолог в области религии 

может даже доказать, что подобные опровержения в 

действительности . лишь укрепляют приверженность 

истинных верующих. Так и марксизм в отдельных ре- 

гионах по-прежнему обладает значительной притяга- 

тельной силой, и именно поэтому социологи обязаны 

отнестись к нему со всей серьезностью (ниже мы рас- 

смотрим природу этой привлекательности). 

 

Прежде всего, вероятно, следует обратить внима- 

ние на упомянутых выше трех авторов: Вебера, Шум- 

петера и Хайека. Вместе с тем, нисколько не умаляя 

их достоинства, можно сказать, что ни один из них не 

предоставит нам нужной структуры. Каждый из них 

внес огромной важности вклад в наше понимание со- 

временного мира, и о некоторых их достижениях пой- 

дет речь ниже. При этом необходимо подчеркнуть, 

что никто из троих не ставил себе цель создать тео- 

рию, которая нам необходима. Творчество Вебера ка- 

салось главным образом сравнительной истории и 

имело целью раскрыть корни уникального западного 

явления, которое он называл <новой рационально- 

 

стью>. Капитализм был важным феноменом, исследо- 

ванным Вебером в этой связи, но он никогда не имел 

намерения создать всеобъемлющую теорию капита- 

лизма. Шумпетер оставался в основном на позициях 

экономиста, и его наиболее значительный вклад свя- 

зан с этой областью (например, теория экономиче- 

ской роли предпринимательства). Его глубоко прони- 

цательный анализ отношений между капитализмом, 

социализмом и демократией представлял собой свое- 

го рода мыслительный экскурс, вовсе не предназна- 

ченный для того, чтобы оформиться во что-то, заслу- 

живающее названия теории капитализма в социально- 

политическом или социально-культурном смысле. 

Хайек же провел некоторые чрезвычайно глубокие 

наблюдения, касавшиеся взаимосвязи капитализма с 

разнообразными феноменами современного обще- 

ства, например с демократией и законностью, но и он 

вовсе не собирался создавать исчерпывающую тео- 

рию, охватывающую все эти взаимные связи. Факти- 

чески его последние работы посвящены прежде всего 

тому, что он называл предпосылками <свободного об- 

щества>, одной из которых является, по его мнению, 

капитализм. Многие аспекты капитализма - социаль- 

ный, политический, культурный - совсем не интере- 

совали упомянутых авторов. Следует также подчерк- 

нуть, что Веберу и Шумпетеру уже не довелось уви- 

деть пышный расцвет капиталистического и развитие 

социалистического общества после второй мировой 

войны, а Хайека, как видно, мало интересовало про- 

исходящее за пределами орбиты западной цивилиза- 

ции. И все же процесс возникновения в последние 

десятилетия обширного социалистического сообщест- 

ва как внутри, так и за пределами советской империи, 

а также великое разнообразие путей экономического 

и социально-политического развития в странах <треть- 

его мира> дают чрезвычайно важный материал для 

любой адекватной теории современного капитализма. 

 

К сказанному, однако, следует добавить, что ос- 

новная задача настоящей книги - не опровержение 

марксизма, а также не развитие или истолкование вы- 

водов указанных выше немарксистских теоретиков. 

Критиков марксизма - будь то в целом или отдель- 

ных его компонентов - вполне хватает (достаточно 

 

упомянуть авторитетный труд Л. Колаковского). Мои 

намерения как автора отличались скорее позитивным, 

чем негативным характером: вместо разрушения чу- 

жих концепций начать вырабатывать свою жизнеспо- 

собную теоретическую структуру. Я многое почерп- 

нул из работ Шумпетера, несколько меньше - из со- 

чинений Хайека, однако большинство <строительных 

блоков> теории мне пришлось искать в других местах. 

Максу Веберу я обязан больше, чем любому другому 

автору трудов в области социологии, и это можно за- 

метить на многих страницах настоящей книги. Но ме- 

ня никогда не привлекали бесчисленные толкования и 

перетолкования веберовских трудов. Будучи убеж- 

денным, что Вебер затронул немало важных вопро- 

сов, я в то же время склонен думать, что многие его 

ответы уже утратили свое значение и что сегодня мы 

должны поставить такие вопросы, которые ему и не 

могли прийти в голову. Величайшее уважение к ис- 

следователю, по крайней мере в науке, проявляется в 

том, что его опережают, продолжая начатый им путь, 

Так какой же теоретический подход я хотел бы здесь 

предложить? Он находит свое выражение в ключевой 

концепции, повторяющейся в различных частях кни- 

ги, - в концепции <экономической культуры>. Этот 

умышленный неологизм сформулирован по примеру 

концепции <политическая культура>, получившей рас- 

пространение в политологии благодаря работам Габ- 

риеля Альмонда, Люсьена Пайя, Сиднея Вербы и дру- 

гих. Поставленная здесь теоретическая цель, с необ- 

ходимыми оговорками, такого же порядка. С по- 

мощью теории <экономической культуры> предпола- 

гается исследовать существующую в условиях капи- 

тализма социальную, политическую и культурную 

среду или ситуацию, в рамках которой совершаются 

специфические экономические процессы. Термин 

<экономическая культура> вовсе не означает одноли- 

нейной причинности. Другими словами, никто не счи- 

тает, что культура обусловливает экономику или, на- 

оборот, что экономические факторы всегда определя- 

ют культуру. Конкретные причинные связи являются 

предметом эмпирического анализа в каждом отдель- 

ном случае. Концепция <экономическая культура> 

просто привлекает внимание к взаимосвязям, в кото- 

 

рых необходимо разобраться в процессе нашего ис- 

следования. 

 

Так, например, потребуется изучить, каким обра- 

зом капиталистическая экономика связана с конкрет- 

ным типом расслоения общества на страты, которые 

у Маркса именуются <классами>. Я разделяю точку 

зрения Маркса, что капитализм разрушает другие ти- 

пы стратификации (например, феодализм) в пользу 

классовой системы, хотя и не согласен со многими его 

характеристиками этой системы. Я отвожу немало ме- 

ста исследованию отношений между капитализмом и 

демократией, а также между капитализмом и тем на- 

бором ценностей, которые обычно связывают с <ин- 

дивидуализмом>. Свои тезисы относительно двух ви- 

дов отношений я пытаюсь, насколько это возможно, 


Страница 1 из 47: [1]  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   Вперед