Йонас Риддерстрале 

Караоке капитализм. Менеджмент для человечества 

 

 

 

«Караоке капитализм. Менеджмент для человечества»: Стокгольмская школа экономики в Санкт Петербурге; СПб; 2004 

ISBN 5 315 00025 7 

 

Аннотация 

 

Авторы Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале развивают свои идеи «Бизнеса в стиле фанк». Однако тон цитат стал иным. Пропали прежние оптимизм и лихость, граничащая с нахальством. 

В мире Караоке капитализма индивидуальный выбор бесконечен. Но не даром. Вы платите либо способностями, либо наличными. В «Караоке клубе» страны компании и отдельные люди сталкиваются с неизбежным выбором: копировать других или создавать свое собственное будущее. Пользуясь бенчмаркингом и лучшими методами, вы станете всего лишь одним из многих. 

Не подражайте — изобретайте! Как бы хорошо мы ни умели имитировать, настоящего успеха так достичь не удастся. Настоящие новаторы всегда побеждают имитаторов, и важно самому решать проблему, а не копировать ее решение. 

 

Йонас Риддерстрале, Кьелл Нордстрем 

Караоке капитализм. Менеджмент для человечества 

 

Предисловие 

 

Обернитесь. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Рынок всемогущ, но демонстранты продолжают протестовать против глобализации. Сводный индекс NASDAQ рухнул. Страшная тень катастрофы нависла надо всем. Слезоточивый газ стоит в воздухе Сиэтла, Гетеборга и Генуи. Фондовые рынки испарились. Документальные мыльные оперы заполонили наши гостиные. Корпорации вроде АВВ и Еnron вывернуты наизнанку. 

Короче: кирпичи и пули, мыльные пузыри, бен Ладен, Большой Брат и боссы прогнили до костей. 

Ни лого. 

Ни логики. 

Ни методов. 

Ни морали. 

Ни веселья. 

Ни фанка. 

Таков аккомпанемент караоке капитализма. 

Наша цель проста: провести вас по трущобам бизнеса и общества, а равно и по просторам коммерческого вдохновения. В основе этого путешествия лежит понимание того, что, хотим мы этого или нет, мы граждане мира, в котором доминируют рынки. Мы окружены рыночным безумием и живем в обществе, смысл которого составляют деньги, свобода не всегда означает счастье, а технические возможности необязательно приводят к прибылям. 

Книга «Караоке капитализм» была задумана во времена, когда всем нам было не до веселья. Пусть так, «Караоке капитализм» вспыхивает, как факел, освещая самые мрачные углы капитализма в поисках вдохновения. 

Несколько лет назад не слишком демократическии лидер однон республики бывшего СССР заявил во всеуслышание: «Вчера моя страна раскачивалась на краю пропасти. Сегодня мы сделали гигантский скачок вперед». Как прав он был. 

Невзирая на опасности, мы призываем всех вас совершить прыжок в будущее. Что бы ни было, не закрывайте глаза. Подобный шаг непрост. При переходе из одного мира в другой необходимы квантовые скачки. 

«Трудные времена дают вам смелость мыслить о немыслимом», — сказал глава Intel Энди Гроув. Немыслимое ранее становится сегодня возможным. Вот лишь некоторые приметы нашего времени: 

• лучший рэппер — белый, 

• лучший гольфист — черный, 

• Франция обвиняет США в надменности, 

• Дания направляет мини субмарину на войну в пустыне. 

В эти странные, прекрасные и тревожные времена, когда возможно все, единственное, чего нужно бояться, — это самого страха. 

«Караоке капитализм» — это книга звучащих во мраке идей и различных взглядов. Это книга о людях — менеджменте для человечества, о личностях, готовых схватить микрофон и заставить услышать себя. Книга показывает, что изучение и проявление своей индивидуальности, отличие от других, лежит в самом сердце современного предприятия и современной жизни. Теперь мы все — личности. Выбор за нами. А равно и ответственность — за нашу собственную жизнь и жизнь других. Свобода сопровождается обязательствами. 

Книга написана в жанре репортажа. Мы пишем о том, что видим, слышим и читаем, а не о том, что бы нам хотелось видеть. Перед тем как выписать рецепт, необходимо описать состояние больного. Мы не говорим о том, что происходящее сегодня является правильным или неправильным, плохим или хорошим. Мы просто говорим, что это происходит. Означает ли это, что нам нравится все, чему мы являемся свидетелями? Нет. Или же нам все не нравится? Снова нет. Есть разница между посланием и посланником. «Ничто ни хорошо, ни плохо, лишь разум делает его таким», — заметил Уильям Шекспир. Важно, чтобы люди могли сами составить мнение о претерпеваемых ими изменениях и будущем, каким они хотели бы его видеть. Истина может сделать вас свободным* (* И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Иоанн, 8:32) , но прежде всего она может достать вас. 

Традиционные бизнес книги отличаются вертикальным анализом. Вы имеете хорошо очерченную проблему и начинаете бурение. Рано или поздно вы натыкаетесь на слой интеллектуальной нефти и пытаетесь выкачать ее в свой резервуар. Напротив, с интеллектуальной и экологической точек зрения, наш подход более мягок (так что вы не рискуете выпачкать башмаки в воспламеняющейся жидкости). «Караоке капитализм» есть попытка горизонтального анализа, объединения изменений в разных областях жизни в единое полотно нашего суматошного времени. 

В музыке все вертится вокруг сочинения нового и следования традиции. Чтобы создать нашу мозаику, мы истратили 5 тысяч желтых клейких листочков. Новые идеи = прежние идеи в новом сочетании. Подобная горизонтальная перспектива была важна для нас, поскольку в мире быстрых изменений и информационной перегрузки легко потерять представление о целостной картине. Три вопроса направляли наши поиски. Что произошло с тех пор, как мы написали предыдущую книгу «Бизнес в стиле фанк»? Почему это произошло? Каковы последствия происшедшего для общества, организаций и индивидуумов во всем мире? 

Наша первостепенная цель — посредством книги «Караоке капитализм» побудить людей задуматься, а не указывать, о чем именно им думать. Великие вопросы открывают двери, а ответы обычно закрывают их. Вторая цель — вооружить людей самым совершенным конкурентным оружием нашего времени — знанием. Если нам это удалось, то книга становится частично руководством по выживанию, частично — инструкцией по путешествию автостопом по бизнес галактике. Эта книга — нечто вроде самоучителя, отличающаяся от других тем, что мы попытались построить мост между внешней и внутренней средой. Чтобы понять, как создать достойную жизнь, преуспеть в работе и построить конкурентоспособную организацию, необходимо иметь представление о том, как мир функционирует. 

Тhe Clash однажды спели: «Узнай свои права». В эпоху индивидуализма мы должны не просто знать наши права, мы обязаны их использовать. 

Конечно, создание «Караоке капитализма» не является блестящим актом индивидуализма. Наше исполнение сопровождал скорее живой ансамбль, чем фонограмма. 

Стюарт Крейнер из Suntop Media в очередной раз помог нам отточить литературный стиль. Мы чрезвычайно благодарны за всю его помощь. Без тебя ничего бы не получилось. Ян Лапидот, Ричард Стагг и другие издатели по всему миру внесли свой ценный вклад. Спасибо! Бритт Мари Хесселбак, Каролин Густавсон, Сара Газелиус со SpeakersNet плюс глобальное племя замечательных людей с других интернет форумов каждый день делают свое полезное дело, помогая нам и нашим клиентам. Мы необычайно признательны за вашу помощь. Коллеги и друзья из САSL, IIB и Стокгольмской школы экономики являются для нас источником постоянного вдохновения. Художники Йонас Окерлунд и Робин Сиве создали фото на обложке книги — наша благодарность за прекрасную работу. Жаклин Аскер сделала изумительные слайды для наших выступлений. Кристер Янссон и Катарина Лапидот ответственны за дизайн книги. Они настоящие профессионалы. 

Не в последнюю очередь мы многим обязаны всем руководителям, журналистам, архитекторам, исследователям, художникам и другим интересным людям, кто общался с нами и слушал нас, писал нам письма последние несколько лет. Если бы не вы, эта книга едва ли увидела бы свет. 

 

Наслаждайтесь путешествием. 

 

Йонас Риддерстрале и Кьелл Нордстрем 

Стокгольм, октябрь 2003 года 

 

БЕСКОНЕЧНЫЕ СОЛО 

 

В мире караоке—капитализма индивидуальный выбор бесконечен. Но не бесплатно. Вы платите либо способностями, либо наличными. В караоке клубе страны, компании и отдельные люди сталкиваются с неизбежным выбором: копировать других или создавать свое собственное будущее. Пользуясь бенчмаркингом Бенчмаркинг — метод контроля; особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий стандартов и методов работы лучших организаций аналогов и лучшими методами, вы станете всего лишь одним из многих. Не подражайте — изобретайте. 

 

Музыка выбора 

 

Братья и сестры, вы имеете право сохранять молчание. Вы можете не отвечать на вопросы. 

Понятно ? 

Все, что вы скажете или не скажете, сделаете или не сделаете, может быть использовано против вас по новому закону о коммерции. 

Понятно ? 

Вы имеете право посоветоваться с кем либо перед тем как начнете говорить или действовать. Если вы не можете позволить себе консультанта, будете отвечать на обвинения сами. 

Понятно ? 

Теперь, когда вы знаете и понимаете ваши права, после того как мы их объяснили, готовы ли вы продолжать вести бизнес как обычно или хотите заново продумать вопросы и ответы? 

Времена меняются, к лучшему или худшему, мы можем использовать свои права или элоупотребить ими. Мы можем быть сами по себе, но мы не одиноки. 

В этот самый момент индийский IТ предприниматель пакует вещи для возвращения домой после плодотворного визита в Силиконовую долину; испанская женщина говорит мужу, что не хочет иметь детей; граффити художник выводит слова «рэп» и «хип хоп» на стене здания ХIХ века в центре Петербурга; британский подросток, не желающий платить дополнительные 300 EBRO за сэндвич и пиво, резервирует билет стоимостью 10 EBRO на рейс компании ЕаsyJet; пожилая норвежская чета покупает летний дом в Таиланде. 

Остановитесь и прислушайтесь к разнообразию голосов. Барочная ясность церковного песнопения ушла в историю. Забудьте про хор. Грандиозные марши государственных духовых оркестров стали тише. Корпоративные гимны с их конформистскими заверениями, в преданности умолкли. Теперь каждый из нас сам себе солист. 

Я. Вы. Сегодня, как никогда прежде. Он и она, но уже больше не мы. Лейтмотивом нашего времени является эклектическое звучание индивидуализма. Наш мир шагнул от библейской Мадонны к «Lady Маdоnnа» в исполнении Веаtles и далее к собственно Мадонне — этому ироничному хамелеону. От мы к я. Самовыражайтесь! 

Новый ритм ведет нас в самых невероятных направлениях — из Воllywood через Вuena Vista Social Club[РiаnetBollywood.com — Интернет сайт, посвященный индийскому кино и музыке. ВuenaVistaSocialClub — афро кубинский музыкальный проект.] к Бритни Спирс. Он индивидуален, как мы. Уникален, как ДНК или отпечатки пальцев. 

Будь то создательница Гарри Поттера Дж. К. Роулинг, гольфистка Анника Соренстам, Нельсон Мандела, суперархитекторы Фрэнк Гери и Тойо Пто или даже наш старый знакомый Билл Гейтс, индивидуумы создают и изменяют мир. После коллапса коммунизма, подъема и падения dot.коммунизма[В оригинале игра слов: dot.communism=dot.com+communism] и допросов с пристрастием, учиняемых время от времени капитализму, доминирующим — «измом» на земле остался индивидуализм. 

По всему миру люди начинают использовать свое право на самовыражение. 

Индивидуализм не ведает границ. Включая смерть. Пока мы пишем это, Фрэнк Синатра планирует свое неожиданное возвращение на сцену. Пять лет спустя после того как красанчик из Хобокена[Район для малообеспеченных семей] ушел из жизни, он возвращается с десятью концертами в нью йоркском Radio City Music Hall. Голубоглазый старина Фрэнки появится на большом экране в сопровождении живого оркестра из 40 музыкантов. Публика ожидает, что за нью йоркскими выступлениями последует международное турне. Как недавно заметили в британской прессе, в наши дни «смерть не является убедительным оправданием отсутствия гастролей». Получается, что юный Фрэнки был абсолютно, совершенно, на 100% прав[Песня Синатры «Я всегда все делал по своему». Теперь мы можем все делать по своему]. 

Недавно мы ощутили это у себя на родине. Мы были в ночном клубе. Клуб вполне соответствовал нашим стереотипным представлениям о ночных клубах: мрачный полумрак, интерьер в темных тонах, дрожащий от звуков музыки пол и дорогая выпивка. 

Мы танцевали. Потом к нам присоединилась одна наша знакомая. 

Спустя какое то время мы обнаружили, что ритм ее и наших движений слегка не совпадает. Мы едва ли были похожи на Джона Траволту в «Лихорадке субботнего вечера»[SaturdayNightFever] — наш танец был скорее эпилептическим, нежели эклектичным — но в данном случае было очевидно, что она с энтузиазмом танцует под другой ритм. 

Затем мы заметили, что вместо того, чтобы внимать музыке ночного клуба, она нацепила свой собственный МРЗ плейер, из которого на максимальной громкости гремели ее любимые песни. 

Быть мертвым — слабое оправдание, чтобы не устраивать гастролей. 

 

Добро пожаловать в эпоху индивидуализма 

 

Индивидуализм, каким мы его знаем, родился 31 октября 1517 года. Мартин Лютер пригвоздил свои 95 тезисов к двери Церкви Всех Святых дворца Виттенберг. Это событие стало началом протестантской Реформации, сыгравшей столь важную роль в развитии капитализма. Взамен прерогативы Церкви на толкование Библии Лютер наделил этим правом каждого человека в отдельности. Он заново изобрел христианство. Спустя каких то 500 лет капитализм заново обретает себя. Люди теперь свободны в интерпретации любой информации на свой лад. Появление таких просвещенных личностей будет означать для общества и организаций то же, что зарождение протестанства означало для католической Церкви. На свет появился Ноmo Faber — человек — творец себя самого. Приготовьтесь ко второй Реформации. 

Не так давно в скандинавском филиале крупной американской мультинациональной компании получили е mail из штаб квартиры. Невзирая на суровую зиму, один из руководителей компании собрался почтить их визитом. Был также приложен список требований. Прибывающая американка хотела иметь гостиничный номер с белыми обоями. Она также требовала наличие роз, лилий, скатертей, портьер, свечей и диванов — все это белого цвета. В белой комнате ей был необходим СD плейер и собрание латиноамериканских и рок н блюз исполнителей, а также видеомагнитофон. В качестве напитков она запросила минеральную воду (исключительно марки Еviаn) и Snapples (лимон, малина и холодный чай). В дополнение ей был необходим столик для макияжа и побольше фруктов — но только манго, папайя, зеленый грейпфрут (без косточек), дыни и арбузы. Наконец, она желала иметь шоколадное печенье, пирожные и ванильное мороженое. 


Страница 1 из 31: [1]  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   Вперед