_Эрнан Чейре. 

Частная система социального обеспечения 

 

Эрнан Чейре 

(Hernan Cheyre V.) 

_ЧАСТНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

_(LA PREVISION EN CHILE AYER Y HOY) 

_Опыт чилийских экономических реформ 

_(Impaco de una Reforma) 

 

© Институт национальной модели экономики, 1992 

 

Научная редакция Г. Г. Сапова и С. А. Белановского 

Редакторы *Е. Ф. Толстая, В. А. Капанадзе 

*Художник *С. П. Говоровский 

*Сдано в набор 15.10.92. Подписано в печать 23.10.92 

 

Издание подготовлено Институтом 

национальной модели экономики(Москва) при 

содействии Центра общественных исследований (Сантьяго, Чили). 

Подготовка к изданию предпринята при содействии Института коммерческой 

инженерии Конгресса бирж. 

 

Бумажное русскоязычное издание М.: "Дело", 1992 -- С. 176 

_ISBN 5--85900--050--2 

_ББК 65.7 

Ч 34 

 

В книге чилийского экономиста изложена логика реформы пенсионной системы. 

Рассматриваются традиционная схема, основанная на государственном социальном 

страховании, новая система, базирующаяся на капитализации пенсионных взносов и 

некоторые вопросы перехода от государственного к чаcтному пенсионному 

страхованию. 

------------------------------------------------------------------------------- 

 

 

_СОДЕРЖАНИЕ: _ 

 

_Предисловие к русскому изданию 

Предисловие ко второму изданию 

Предисловие к первому изданию _ 

 

_ВВЕДЕНИЕ _ 

 

_Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТАРОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ _ 

 

+ _Общие исходные данные_ _ 

1. Описание системы 

2. Страховые кассы старой системы в 1979 году 

3. Динамика численности вкладчиков 

4. Динамика ставок пенсионных взносов 

5. Динамика охвата населения старой системой пенсий _ 

+ _Льготы, предоставлявшиеся основными кассами_ _ 

1. Льготы в области пенсий 

2. Другие льготы _ 

+ _Пенсии, получаемые в соответствии с внутренними законоположениями касс_ _ 

1. Общие исходные данные 

2. Пенсии Службы социального страхования 

3. Пенсии Страховой кассы частных служащих 

4. Пенсии Национальной кассы государственных служащих и журналистов 

5. Пенсии Пенсионной кассы банковских служащих _ 

+ _Сравнение деятельности различных касс_ _ 

1. Различия в способах исчисления пенсий 

2. Сравнение пенсий, выплачивавшихся разными кассами _ 

+ _Динамика реальных размеров пенсий в разных кассах_ 

+ _Перспективы развития старой системы страхования_ 

_Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ _ 

 

+ _Общие положения_ _ 

1. Индивидуальная капитализация 

2. Минимальные пенсии, гарантируемые государством 

3. Свобода выбора для застрахованных 

4. Право на досрочный выход на пенсию 

5. Индексация пенсий 

6. Страхование по инвалидности и при потере кормильца с автоматическим 

обеспечением безработных 

7. Инспекционная служба _ 

+ _Основные характеристики действия новой системы_ _ 

1. Рост числа застрахованных 

2. Конкуренция пенсионных фондов 

3. Взносы застрахованных 

4. Взносы застрахованных, исчисленные в процентах к налогооблагаемому доходу 

5. Затраты на функционирование пенсионных фондов 

а) Операционные расходы в расчете на одного застрахованного 

б) Структура расходов 

в) Соотношение численности персонала и застрахованных 

 

6. Структура поступлений КУПФ (Компаний управления пенсионными фондами) _ 

+ _Тенденции развития пенсионного фонда_ _ 

1. Динамика пенсионного фонда 

2. Перспективы пенсионного фонда 

3. Вложения средств пенсионного фонда 

4. Рентабельность пенсионного фонда и лицевых счетов _ 

+ _Пользователи новой системы страхования_ _ 

1. Современное состояние 

2. Перспективы _ 

+ _Пенсии, выплачиваемые по новой системе_ _ 

1. Современное состояние 

2. Перспективы пенсионного обслуживания по новой системе 

3. Перспективы на 2000 год _ 

+ _Выводы_ 

_Глава 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАРОЙ И НОВОЙ СИСТЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ _ 

 

+ _Право выбора у застрахованных_ 

+ _Охват населения пенсионной системой_ 

+ _Затраты застрахованных_ 

+ _Льготы, предоставляемые обеими системами_ _ 

1. Виды льгот 

2. Сравнение фактических размеров пенсий в обеих системах 

3. Сравнение расчетных размеров пенсий в обеих системах 

4. Досрочный выход на пенсию _ 

+ _Потери вкладчиков при старой пенсионной системе_ _ 

1. Общие положения 

2. Пенсии, которые могли бы получать вкладчики старой системы, если бы их 

взносы капитализировались 

3. Оценка потерь вкладчиков при старой пенсионной системе 

4. Досрочный выход на пенсию при взносах, соответствующих старой системе _ 

+ _Влияние реформы на процесс перераспределения доходов_ _ 

1. Общие положения 

2. Пенсии по старости и за выслугу лет 

3. Пенсии по инвалидности и при потере кормильца 

4. Минимальные пенсии _ 

+ _Влияние на занятость_ 

+ _Влияние на накопление капитала_ _ 

1. Общие положения 

2. Краткосрочные последствия (переходный период) 

3. Долгосрочные последствия _ 

+ _Влияние реформы на государственный бюджет_ _ 

1. Общие положения 

2. Краткосрочные последствия 

3. Долгосрочные последствия _ 

+ _Общие итоги_ 

_Глава 4. ИТОГИ СРАВНЕНИЯ ОБЕИХ СИСТЕМ _ 

 

+ _Старая пенсионная система_ _ 

1. Общие положения 

2. Отсутствие единообразия 

3. Отсутствие автоматической индексации 

4. Зависимость от государственных дотаций 

5. Пассивная роль застрахованных 

6. Ненадежность для вкладчиков _ 

+ _Новая пенсионная система_ _ 

1. Общие положения 

2. Зависимость пенсий по старости от личных усилий застрахованных 

3. Активная роль страхующихся и свобода выбора 

4. Конкурентность системы 

5. Автоматическая индексация пенсий 

6. Снижение затрат застрахованных 

7. Уменьшение негативного влияния на занятость 

8. Независимость от государственного бюджета 

9. Равные возможности для всех 

10. Коллективное страхование пенсий по инвалидности и при потере кормильца 

11. Увеличение накопления капитала _ 

_Глава 5. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ _ 

------------------------------------------------------------------------------- 

 

 

_Предисловие к русскому изданию _ 

 

Экономическая и политическая история Чили новейшего времени слабо известна не 

только широкой публике, но и специалистам, за исключением небольшого числа 

страноведов. Между тем события, имевшие место в этой латиноамериканской стране 

в 70-е и 80-е гг., имеют значение, далеко выходящее за пределы конкретного 

региона и временного периода. 

 

Попыткой восполнить этот пробел является публикация книги, посвященной одной 

из сложнейших реформ, когда-либо осуществлявшихся на практике. Речь идет о 

чилийской реформе пенсионной системы, начатой в 1980 г. 

 

Логику реформы, благоприятные и противодействующие факторы невозможно понять, 

не рассмотрев, хотя бы вкратце, социально-экономический фон, на котором 

разыгрывалась борьба идей, что, почти не прекращаясь, продолжается с конца XIX 

столетия по наши дни. Чили не избежала сильного влияния социалистических и 

этатистских теорий, получивших особенное распространение с двадцатых годов. 

Как и во многих других странах, экономический кризис конца двадцатых -- начала 

тридцатых годов преодолевался здесь на путях усиления экономической и 

политической мощи государства, постепенно превратившегося в единственного 

дееспособного субъекта экономической деятельности (владельца капитала и 

природных ресурсов, распоряжающегося экономическим и культурным потенциалом 

страны). 

 

К началу реформ в чилийской экономике сложился механизм государственного, 

политического и экономического контроля над значительной частью хозяйственной 

системы. Важными компонентами этого механизма были: 

 

1. значительная доля государственной собственности; 

2. государственное управление экономической деятельностью; 

3. ограничения в области внешней торговли; 

4. крайняя степень монополизации рынка труда; 

5. государственный контроль над средствами массовой информации. 

*1. Значительная доля государственной собственности* в отраслях народного 

хозяйства. К концу 1972 г. правительство контролировало 90% производства в 

добывающей промышленности, 84% строительства, 52% обрабатывающей 

промышленности, 60% оптовой торговли. Государству принадлежало 75% 

обрабатываемых сельскохозяйственных земель, 88% внутренних кредитных ресурсов. 

Во всех отраслях государству принадлежало более 600 корпораций и компаний. 

 

*2. Государственное управление экономической деятельностью.* В России даже 

среди специалистов мало кто знает, до какой степени чилийская экономика времен 

Альенде была похожа на социалистическую плановую экономику типа той, что 

существовала в СССР и странах Восточной Европы. В начале 70-х годов в Чили 

централизованно устанавливались цены на более чем 3 тыс. видов продукции. 

Прочие цены регулировались многочисленными налогами, устанавливаемыми для 

отраслей, предприятий и отдельных видов продукции. Величины и способы 

исчисления налогов постоянно менялись, что усугубляло хаос в экономике. Наряду 

с регулированием цен существовала практика прямого прикрепления поставщиков к 

потребителям. Так, в 1991 г. чилийский бизнесмен, владелец чаеразвесочной 

фабрики, рассказывал российским экономистам, что во времена Альенде 

государство директивно определяло ему поставщиков оптовых партий чая, цены и 

объемы покупок, покупателей розничных партий чая, цены и объемы продажи. 

 

*3. Ограничения в области внешней торговли.* Начиная с кризиса цен на мировом 

рынке селитры в 1918 г., в то время составлявшей главную статью чилийского 

экспорта, для Чили было характерно постоянное расширение государственного 

вмешательства во внешнюю торговлю. К началу экономических реформ имелась 

гигантская запутанная система регуляторов внешнеэкономической деятельности, 

простиравшаяся от множественности обменных курсов и наличия нетарифных 

ограничений на экспортно-импортные операции (лицензирование и квотирование 

вывоза и ввоза товаров, применение в расчетах дифференцированных коэффициентов 

фискального характера) до уголовного преследования граждан, владеющих 

иностранной валютой. Эти усилия материализовались в почти полной утрате 

конкурентоспособности чилийских товаров, растущей стагнации экспорта (в 

течение десятилетия, предшествовавшего экономической реформе, экспорт 

увеличивался в среднем менее чем на 1% в год), фиксации его сырьевой структуры 

(более 85% экспортных поступлений приходилось на чилийскую медь). 

 

*4. Крайняя степень монополизации рынка труда.* Исторически сильные профсоюзы 

эволюционировали в суперструктуру Центральной Федерации Профсоюзов (Central 

Unica de Trabajadores), руководство которой провозгласило своей главной целью 

объединение всех чилийских трудящихся в одну профсоюзную организацию. 

Характерна полная поддержка государством этих устремлений. Можно упомянуть в 

этой связи, что чилийскими законами предусматривалось обязательное членство в 

профсоюзе и, разумеется, обязательная уплата членских взносов. 

 

Давление профсоюзов на государство превратило институт заработной платы из 

регулятора экономических пропорций в систему необоснованных привилегий и 

дискриминации. Величина заработной платы в отраслях народного хозяйства была 

прямо пропорциональна степени политической силы соответствующих отраслевых 

профсоюзов. В ряде отраслей (обслуживание морских портов, горнодобывающая 

промышленность и др.) зарплата была столь велика, что рабочие места 

передавались по наследству как своего рода статусная привилегия. Рабочие этих 

отраслей, ставшие "собственниками" своих рабочих мест, часто сдавали их в 

аренду на следующих условиях: 50% заработка тому, кто фактически работал, и 

50% -- арендодателю (это называлось "полцыпленка"). 

 

*5.* Немаловажным являлся и практически полный *государственный контроль над 

средствами массовой информации*, осуществлявшийся как прямо (в собственности 

государства были национальные телевизионные каналы, 10 общенациональных газет, 

27 журналов), так и косвенно, через систему ограничительных законов. 

Деятельность средств массовой информации способствовала полной дезориентации 

населения и росту социальных требований, которые парадоксальным образом 

оборачивались против самого государства. 

 

К началу экономических реформ стало ясно, что каждый очередной шаг 

правительства в направлении расширения контроля над экономикой ухудшает 

ситуацию, провоцируя дальнейшее продвижение к той грани, за которой необратимо 

разрушаются механизмы саморегулирования экономической системы. Промышленное 

производство практически не росло, инвестиции снижались (в 1972г. -- на 8%), 

снижалась реальная заработная плата. Инфляция, достигшая в 1973 г. 1000% (500% 

по официальной оценке правительства), при сохранении централизованного 

ценообразования вызвала к жизни гигантский черный рынок. В ответ на это 

правительство организовало систему Управлений по снабжению и ценам, 

насчитывавшую более 1,5 тыс. местных отделений. На нее возлагалась задача 

распределения и рационирования товаров потребительского назначения. Это 

означало переход к правительственному контролю над рынком розничных продаж, 

утрату последних элементов независимости людей от государственных структур. 

 

Приход к власти военных в сентябре 1973 г. обозначил важный рубеж в жизни 

страны. Меры военного правительства по подавлению политического сопротивления, 

предпринимавшиеся после переворота, подробно комментировались в нашей печати и 

специальной литературе. Политическая история правления военных закончилась 

президентскими выборами 1989 г. и выборами в парламент в 1990 г., как это было 

предусмотрено конституцией 1980 г. Вместе с тем, без должного внимания остался 

переворот экономический, начавшийся в 1973 г. и продолжающийся до сих пор. 

Безусловным свидетельством его успеха можно считать неизменность принципов 

экономической политики, провозглашенную победившими на первых за 15 лет 

свободных выборах христианскими демократами после ухода Пиночета с поста 

президента. 

 

Экономическая политика, проводившаяся в Чили на протяжении правления военных, 


Страница 1 из 29: [1]  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   Вперед